Иванов Игорь Петрович
Отечественный педагог
Цитата
«Всё творчески, иначе зачем?».
Место рождения педагога
Батуми
Место учебы педагога
В 1931 г. поступил в 1-ю Опытную школу г. Ленинграда, которую закончил с отличием (в тот период золотых медалей выпускникам не присуждали) в июне 1941 г.
В 1945 г. поступил на философский факультет Ленинградского государственного Университета и с отличием закончил его в 1949 г.
После окончания университета в сентябре 1949 г. поступил в аспирантуру при Ленинградском НИИ педагогики (в н. в. – Институт Образования Взрослых РАО).
В 1954 г. окончил аспирантуру и в марте 1955 г. успешно защитил диссертацию на тему: «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
В 1972 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена защитил диссертацию на тему «Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников» на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
В 1945 г. поступил на философский факультет Ленинградского государственного Университета и с отличием закончил его в 1949 г.
После окончания университета в сентябре 1949 г. поступил в аспирантуру при Ленинградском НИИ педагогики (в н. в. – Институт Образования Взрослых РАО).
В 1954 г. окончил аспирантуру и в марте 1955 г. успешно защитил диссертацию на тему: «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
В 1972 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена защитил диссертацию на тему «Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников» на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
Ученая степень, звание
Доктор педагогических наук, профессор
Награды и звания
Награжден семью медалями, в том числе, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,
«Медалью А. С. Макаренко», а также несколькими почётными знаками и значками, в том числе значком «Отличник просвещения СССР».
«Медалью А. С. Макаренко», а также несколькими почётными знаками и значками, в том числе значком «Отличник просвещения СССР».
Путь в профессии
В 1949 году с отличием окончил Ленинградский государственный университет по специальности «философия». Во время учебы преподавал в школе логику. В 1955 году защитил диссертацию по теме «Воспитательская работа комсомольцев с пионерами в средней школе».
В 50-е годы в СЭНе (Союз энтузиастов) вместе с учителями и вожатыми начал искать пути включения детей в планирование и организацию жизни пионерского коллектива. В 1959 году в Ленинграде создал неформальное сообщество детей и взрослых – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ).
С 1961 года работал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена.
В 1963 году создал педагогическое объединение студентов, преподавателей и учителей – Коммуну имени Макаренко (КИМ), усилиями которой отрабатывалась методика коллективных творческих дел.
В 1972 году защитил докторскую диссертацию по теме «Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников». В этой работе идеи содружества поколений нравственного и гражданского становления личности, а также развитие демократических и гуманистических основ в воспитании, находят научное обоснование и практическое подтверждение.
В 70-е годы возглавляет Макаренковскую секцию Ленинградского отделения педагогического общества РСФСР, выпускает рукописный журнал «Родник». В 1987 году в «Учительской газете» появилась серия очерков С. Соловейчика «Жизнь Иванова». В 1989 году избирается действительным членом Академии педагогических наук.
В 50-е годы в СЭНе (Союз энтузиастов) вместе с учителями и вожатыми начал искать пути включения детей в планирование и организацию жизни пионерского коллектива. В 1959 году в Ленинграде создал неформальное сообщество детей и взрослых – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ).
С 1961 года работал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена.
В 1963 году создал педагогическое объединение студентов, преподавателей и учителей – Коммуну имени Макаренко (КИМ), усилиями которой отрабатывалась методика коллективных творческих дел.
В 1972 году защитил докторскую диссертацию по теме «Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников». В этой работе идеи содружества поколений нравственного и гражданского становления личности, а также развитие демократических и гуманистических основ в воспитании, находят научное обоснование и практическое подтверждение.
В 70-е годы возглавляет Макаренковскую секцию Ленинградского отделения педагогического общества РСФСР, выпускает рукописный журнал «Родник». В 1987 году в «Учительской газете» появилась серия очерков С. Соловейчика «Жизнь Иванова». В 1989 году избирается действительным членом Академии педагогических наук.
Наставники педагога
А. С. Макаренко
Б. Г. Ананьев
Б. Г. Ананьев
«Наследники» педагога
Н. П. Царёва, Л. С. Нагавкина, С. А. Шмаков, Л. Г. Борисова, Е. В. Титова, И. Д. Аванесян.
Описание педагогической практики
Педагогические идеи И.П. Иванова строились на основе принципов воспитания, разработанными А.С. Макаренко. Учёт и принятие за основу данных принципов способствовало разработке и внедрению методики КТД (коллективных творческих дел).
Инновационность данной методики состояла в организации воспитательного процесса детей на различных возрастных этапах с использованием коллективной творческой деятельности, данную методику характеризует самостоятельность, инициативность детей, а также общественная значимость выполняемой деятельности.
Автором представлены разнообразные виды деятельности, способные увлечь школьников – защита фантастического проекта, организация пресс-конференции, турниров, викторин, эстафет, фабрик, праздничной почты, вечеров и др.
На основе описанной И.П. Ивановым методики КТД было создано социально-педагогическое движение.
1956 год – создание творческой группы педагогов, которая была названа «Союз Энтузиастов».
1959 год – Коммуна юных фрунзенцев (школа районного актива, включающая школьников старшего возраста),.
1963 год – коммуна им. А.С. Макаренко (содружество студентов, которых увлекли идеи И.П. Иванова).
С этого времени по всей стране начали появляться коммунарские отряды, клубы, включающие школьников, студентов, педагогов.
Кроме идеи организации коллективных творческих дел, методика И.П. Иванова содержит идеи поддержания искренней заботы об окружающем нас мире и развитии всех членов коллектива, служения добру, демократизма, товарищества, духа свободы.
Инновационность данной методики состояла в организации воспитательного процесса детей на различных возрастных этапах с использованием коллективной творческой деятельности, данную методику характеризует самостоятельность, инициативность детей, а также общественная значимость выполняемой деятельности.
Автором представлены разнообразные виды деятельности, способные увлечь школьников – защита фантастического проекта, организация пресс-конференции, турниров, викторин, эстафет, фабрик, праздничной почты, вечеров и др.
На основе описанной И.П. Ивановым методики КТД было создано социально-педагогическое движение.
1956 год – создание творческой группы педагогов, которая была названа «Союз Энтузиастов».
1959 год – Коммуна юных фрунзенцев (школа районного актива, включающая школьников старшего возраста),.
1963 год – коммуна им. А.С. Макаренко (содружество студентов, которых увлекли идеи И.П. Иванова).
С этого времени по всей стране начали появляться коммунарские отряды, клубы, включающие школьников, студентов, педагогов.
Кроме идеи организации коллективных творческих дел, методика И.П. Иванова содержит идеи поддержания искренней заботы об окружающем нас мире и развитии всех членов коллектива, служения добру, демократизма, товарищества, духа свободы.