Назад

Каптерев Петр Федорович

Отечественный педагог
Цитата
«Только тогда поступки имеют нравственную и педагогическую ценность, когда они искренне и разумно мотивированы».
Место рождения педагога
г Москва, поселение Кленовское, село Кленово.
Место учебы педагога
Окончил духовное училище в Подольске в 1862 году

Далее он поступил в Вифанскую духовную семинарию

П. Каптерев был принят в Московскую духовную академию на отделение истории.
Ученая степень, звание
Профессор
Путь в профессии
С 1872 г. преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии и академии. Заведовал воскресной школой. Был членом распорядительного совета правления семинарии.

Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений.

С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. Организовал в Воронеже педтехникум

Один из организаторов в начале XX века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию.
Описание педагогической практики
Изучение психологии Петром Федоровичем Каптеревым неразрывно связано с педагогикой. Главным требованием к образовательному процессу ученый считал его соответствие детской натуре. В своих работах он рассматривал такие аспекты детской психики, как страхи, ложь, лень, упрямство, радость и печаль, основанные на жизненных фактах. Важное значение педагог придавал возрастным особенностям.

Петр Федорович отмечал, что в современном ему обществе сложилась неправильная оценка детства. К нему относились как к временному этапу, причиняющему много проблем для родителей и учителей. Однако Каптерев показывал в своих работах, что детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, а главная задача воспитания – это развитие детской натуры в соответствии с устремлениями самого ребенка и свойствами его возраста.

В начале XX в. начали меняться семейные устои и все больше женщин вовлекались в фабричную работу. Поэтому возникла необходимость создания дошкольных воспитательных учреждений. По мнению Каптерева, эта мера нужна была и для гармоничного развития ребенка в коллективе и товарищеских играх. Однако в те времена в России было много противников общественного воспитания.

Вклад Каптерева Петра Федоровича в дидактику был очень существенным: он выступал организатором Всероссийского съезда по семейному воспитанию, участвовал в вопросах изучения детской психологии и методов нравственного, эстетического и физического воспитания. Ученый доказал, что в хорошо организованном детском саду, где процесс построен на свободных играх и занятиях (но не на школьных порядках), происходит развитие индивидуальности ребенка, а не ее подавление.

Семья у Петра Федоровича Каптерева находится на первом месте по важности в образовании детей, а уж потом – учителя и общественные институты. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Для развития более сложной психической деятельности дети должны быть с младенчества окружены соответствующей средой, игрушками, сначала в виде простых геометрических фигур, а затем более сложными предметами.

Он очень высоко оценивал семейное воспитание и считал, что родителей, как и воспитателей, необходимо просвещать в вопросах гигиены, психологии и педагогики.

Как отмечал Петр Федорович Каптерев, педагогика современного школьного образования уравнивает всех детей в их способностях, дарованиях и не может адаптироваться к разным способностям учеников. Это является ее главным недостатком. В такой атмосфере таланты угасают из-за подневольных и несоответствующих занятий.

Он предлагал ряд мер, чтобы учебные заведения и учителя помогали саморазвитию обучающихся. Одной из них было сокращение числа обязательных предметов и предоставление возможности их выбора для ребенка. При этом должно оставаться достаточно времени для досуга и самостоятельных занятий. Каптерев считал, что главный путь для развития личности – это всемерная поддержка самообразования.

Традиционное деление школы на классы он предлагал заменить на предметные классы (для более быстрого изучения программ в соответствии со способностями учащихся) и возрастные отделения. Оставление ребенка на второй год он считал «педагогическим абсурдом».

Такая концепция тяжело воспринимается учителями и родителями даже в наше время, а в советскую эпоху многие идеи этого выдающегося педагога не встретили никакой поддержки. В последние годы интерес к его трудам и идее вариативности образования вновь начал расти.
ВХОД
Восстановить пароль