Караковский Владимир Абрамович
Отечественный педагог
Цитата
«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому...».
Место рождения педагога
г Екатеринбург
Место учебы педагога
Челябинский педагогический институт
Ученая степень, звание
Доктор педагогических наук, профессор.
Награды и звания
Заслуженный учитель школы РСФСР (1971)
Народный учитель СССР (1991) — за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Премия Ленинского комсомола (1986) — за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Премия Президента Российской Федерации в области образования (1996) — за разработку учебно-методического пособия «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» для общеобразовательных учреждений.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003) — за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу.
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (2011) — за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей.
Народный учитель СССР (1991) — за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Премия Ленинского комсомола (1986) — за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Премия Президента Российской Федерации в области образования (1996) — за разработку учебно-методического пособия «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» для общеобразовательных учреждений.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003) — за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу.
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (2011) — за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей.
Путь в профессии
В 1953 году работал учителем литературы и русского языка в школе № 48, затем завучем в школе № 109 Челябинска. С 1962 года директор школы № 1 имени Ф. Энгельса Челябинска (получила название «школа Караковского»).
Владимир Караковский был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». Под его руководством коллективом школы № 1 был собран материал о выпускниках, погибших в Великую Отечественную войну, в 1970 году сооружен им памятник «Алеша». Примерно в то же время в СССР появилась неформальная педагогическая ассоциация под названием «коммунарское движение», которая обратила своё внимания на амбициозного молодого директора.
С 1977 года В. А. Караковский работал директором школы № 825 Москвы. Под его руководством были открыты педагогические классы, школа стала лабораторией, неформальным научно-педагогическим центром города, страны. На базе школы проводились российские и международные конференции, президиумы Российской академии образования; защищено 5 докторских, 26 кандидатских диссертаций. В 2011 году он принял решения оставить пост директора, но покинуть школу не смог и остался в ней на должности заместителя директора по науке.
Владимир Караковский был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». Под его руководством коллективом школы № 1 был собран материал о выпускниках, погибших в Великую Отечественную войну, в 1970 году сооружен им памятник «Алеша». Примерно в то же время в СССР появилась неформальная педагогическая ассоциация под названием «коммунарское движение», которая обратила своё внимания на амбициозного молодого директора.
С 1977 года В. А. Караковский работал директором школы № 825 Москвы. Под его руководством были открыты педагогические классы, школа стала лабораторией, неформальным научно-педагогическим центром города, страны. На базе школы проводились российские и международные конференции, президиумы Российской академии образования; защищено 5 докторских, 26 кандидатских диссертаций. В 2011 году он принял решения оставить пост директора, но покинуть школу не смог и остался в ней на должности заместителя директора по науке.
Наставники педагога
В. Е. Гусев
И.П. Иванов
И.П. Иванов
Описание педагогической практики
В.А. Караковским была разработана и внедрена методика коллективного творческого воспитания, в современной педагогической литературе данная методика также называется «коммунарской методикой».
Методика ориентирована на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. Ведущими идеями методики являются:
• системность воспитания;
• комплексность воспитания;
• интегрированный характер осуществляемым педагогом воздействий;
• необходимость коллективного творчества.
Данные идеи реализуются в школьном коллективе, в состав которого входит школьная администрация, педагогический совет (с участием школьников старшего звена) и большой совет (включены представители классов, начиная с шестого). Все решения подлежат обсуждению в большом совете.
В качестве функционального узла методики выделен весенний коммунарский сбор; школьники выезжают за город, на протяжении трёх дней проводятся коллективные творческие дела, которые характеризуются высокой интенсивностью. Главным является не осуществление творческой деятельности, не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения.
Воспитательная система школы реализуется в организации ключевых общешкольных дел, ориентированных на реализацию основных ценностей, вырабатывающихся на сборах и в повседневных будничных ситуациях.
Повседневные дела школьников интегрируются в учебной и внеурочной деятельности; автором апробировано использование коллективных, групповых форм работы на уроке, уроков творчества, межпредметных, интегрированных и разновозрастных уроков.
Разработанная В.А. Караковским воспитательная система получила широкое распространение в современных российских школах.
Методика ориентирована на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. Ведущими идеями методики являются:
• системность воспитания;
• комплексность воспитания;
• интегрированный характер осуществляемым педагогом воздействий;
• необходимость коллективного творчества.
Данные идеи реализуются в школьном коллективе, в состав которого входит школьная администрация, педагогический совет (с участием школьников старшего звена) и большой совет (включены представители классов, начиная с шестого). Все решения подлежат обсуждению в большом совете.
В качестве функционального узла методики выделен весенний коммунарский сбор; школьники выезжают за город, на протяжении трёх дней проводятся коллективные творческие дела, которые характеризуются высокой интенсивностью. Главным является не осуществление творческой деятельности, не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения.
Воспитательная система школы реализуется в организации ключевых общешкольных дел, ориентированных на реализацию основных ценностей, вырабатывающихся на сборах и в повседневных будничных ситуациях.
Повседневные дела школьников интегрируются в учебной и внеурочной деятельности; автором апробировано использование коллективных, групповых форм работы на уроке, уроков творчества, межпредметных, интегрированных и разновозрастных уроков.
Разработанная В.А. Караковским воспитательная система получила широкое распространение в современных российских школах.
Интересные биографические факты
Только взрослым после смерти мамы он узнал, что, оказывается, Караковские — его приёмные родители. Что его родная мама умерла при родах, завещала мальчика подруге и её мужу — Караковским. Они дали мальчику фамилию, имя и национальность.
49 лет из 62 он был директором школы.
49 лет из 62 он был директором школы.