Назад

Крупская Надежда Константиновна

Отечественный педагог
Цитата
«Наука – это огромная сокровищница знаний, накопленных человечеством».
Место рождения педагога
г Санкт-Петербург
Место учебы педагога
Историко-филологическое отделение Бестужевских высших женских курсов
Ученая степень, звание
Доктор педагогических наук
Награды и звания
Герой труда (1929)
Орден Ленина (1935)
Орден Трудового Красного Знамени (11.03.1929)
Путь в профессии
С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне – воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте, где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована.

В конце 1893 года в Петербурге приехал В.И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичём Лениным. «Мы встретились уже как сложившиеся революционные марксисты», - вспоминала Н.К. Крупская.

Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих – учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич.

После ареста Н.К. Крупская с трудом добивалась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, куда был уже выслан Владимир Ильич. В годы ссылки Н.К. была ближайшей помощницей Ленина в его повседневной работе. В 1899 году она написала свою первую книгу – «Женщина – работница», в которой с исключительной яркостью вскрыла ужасающие условия жизни трудящийся женщины в России и осветила по – новому ряд вопросов воспитания детей.

Возвратившись вместе с В.И. в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевицкой партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В.И. Лениным в 1907 году.

В 1915 году Надеждой Крупской была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». В этой книге Н.К. написала обобщающую работу, которая показала развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы.

Возвратившись вместе с В.И.Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н.К. по указанию партии принимает активное участие в организации народного образования в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного просвещения в большевицкой прессе.

После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года – заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда бал организован Главный политико-просветительный комитет – орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежа Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного учебного совета (ГУСа).

Н.К. Крупская была членом ЦК всесоюзной Коммунистической партии (большевиков ), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почётным академиком, доктором педагогических наук.
Наставники педагога
Николай Исаакович Уткин

Лев Николаевич Толстой

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

«Наследники» педагога
• Никифор Александрович Ерашов

• Агния Ильинична Худякова (Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области. Эта семейная пара Никифор Александрович и Агния Ильинична хорошо помнили советы Н.К. Крупской о создании школ, которые давали бы молодежи не только общие знания, но и агротехнические знания. Школе выделен был участок, где молодежь трудилась как муравьи).
Описание педагогической практики
Крупская – первый советский педагог, пропагандирующий идею тесной связи между семьей и школой:

• Отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания

• Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма.

• Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу.

• Считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду.

• Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V—VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII—Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду.

ВХОД
Восстановить пароль