Макаренко Антон Семенович
Отечественный педагог
Цитата
«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение и является основным символом моей педагогической веры».
Место рождения педагога
Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния
Место учебы педагога
Полтавский учительский институт
Награды и звания
Орден Трудового Красного Знамени
Путь в профессии
По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем в 1911–1914 годах работал учителем. Затем поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В течение нескольких лет возглавлял железнодорожное училище в Крюкове и городское училище в Полтаве.
С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году Антон Макаренко переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.
Педагогический опыт в колонии им. М. Горького Антон Макаренко описал в главной своей книге «Педагогическая поэма» (1935), а работу в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях» (1938). Педагог выступал против элементов тюремного режима и жесткой системы наказаний. Важное значение в воспитании подростков он придавал производительному труду. Ядро его учения – теория воспитательного коллектива, который Макаренко считал ключом к развитию личности. В числе воспитанников Макаренко – 3000 беспризорников, и ни один из них не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.
С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году Антон Макаренко переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.
Педагогический опыт в колонии им. М. Горького Антон Макаренко описал в главной своей книге «Педагогическая поэма» (1935), а работу в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях» (1938). Педагог выступал против элементов тюремного режима и жесткой системы наказаний. Важное значение в воспитании подростков он придавал производительному труду. Ядро его учения – теория воспитательного коллектива, который Макаренко считал ключом к развитию личности. В числе воспитанников Макаренко – 3000 беспризорников, и ни один из них не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.
Наставники педагога
Максим Горький
Описание педагогической практики
Ведущей идеей А.С. Макаренко, пронизывающей его педагогические взгляды и деятельность, является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу.
Величайшая заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из
первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и
сформулировал основные постулаты технологической педагогической
логики.
Вот эти принципиальные положения:
— ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
— никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным;
— отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным;
— решающим является действие всей системы средств;
— никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;
— всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.
Величайшая заслуга Антона Семеновича в том, что он одним из
первых сумел разглядеть рождение педагогических технологий и
сформулировал основные постулаты технологической педагогической
логики.
Вот эти принципиальные положения:
— ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
— никакое педагогическое средство не может быть объявлено раз и навсегда полезным либо вредным;
— отдельное средство может быть и положительным, и отрицательным;
— решающим является действие всей системы средств;
— никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда: она изменяется и совершенствуется в точном соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества;
— всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.
Интересные биографические факты
Семён Калабалин, воспитанник Макаренко из первой колонии им. Горького, выведенный в «Педагогической поэме» под именем Семёна Карабанова, и сам стал впоследствии педагогом, руководителем одного из домов-интернатов под Москвой и преданным носителем идей своего знаменитого учителя.