Чернышевский Николай Гаврилович
Отечественный педагог
Цитата
«Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим своё достоинство».
Место рождения педагога
Саратов, Российская империя
Место учебы педагога
Петербургский университет
Место работы
Саратовская гимназия, Второй кадетский корпус
Должность педагога
Преподаватель
Ученая степень, звание
Магистр русской словесности
Результаты научной деятельности педагога
1. Сочинения Н. Чернышевского. - 1-е полн. изд. Изд. М. Элпидина и К°. Т. 1-[5]. - Vevey : B. Benda successeur de R. Lesser, 1867-1870. - 5 т.
2. Полное собрание сочинений в 10 томах. Издательство: Типография Товарищества «Общественная польза»,1905.
3. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 16 томах. Гослитиздат,1939-1953 гг.
4. Чернышевский Н.Г. Собр. соч. в 5 томах.Правда,1974.
2. Полное собрание сочинений в 10 томах. Издательство: Типография Товарищества «Общественная польза»,1905.
3. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 16 томах. Гослитиздат,1939-1953 гг.
4. Чернышевский Н.Г. Собр. соч. в 5 томах.Правда,1974.
Путь в профессии
В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей.
В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе: преподавал словесность.
Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей.
В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе: преподавал словесность.
Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.
Наставники педагога
Гавриил Иванович Чернышевский, отец педагога, протоиерей Александро-Невского кафедрального собора Саратова. Многосторонне образованный и очень религиозный человек, до 14 лет обучал сына, выучил его латинскому языку.
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков мелкобуржуазной политэкономии, сочинений Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха.
Влияние на формирование его взглядов оказал также кружок Иринарха Ивановича Введенского.
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков мелкобуржуазной политэкономии, сочинений Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха.
Влияние на формирование его взглядов оказал также кружок Иринарха Ивановича Введенского.
«Наследники» педагога
Николай Николаевич Миклухо-Маклай – его деятельность отражает некоторые революционно-демократические идеи Н. Чернышевского.
Описание педагогической практики
Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей.
Значима его позиция по путям развития просвещения в России. Н.Г. Чернышевский делал акцент на том, что в нашей стране большое количество грамотных и высококвалифицированных педагогов, которые лишены возможности реализовать свой потенциал в педагогической практике, так как в образовании господствуют чиновники, а сама школа далека от науки и от методического совершенства. Правительство, по его мнению, очень мало делает для образования народа, что, естественно, негативно сказывается на его непросвещенности, бескультурье, невежестве, хотя народ стремится к образованию и знаниям, которые выступают как «двигатель прогресса».
В статье «Образование человечества зависит от образования молодого поколения» Н.Г. Чернышевский размышляет об образовании человека как определенном историческом этапе, продуктивность и результативность которого полностью зависит от деятельности молодого поколения, приносящего свои плоды для его обогащения и развития.
Знание автор сравнивает с «неисчерпаемым рудником, который доставляет владетелям большие сокровища», источник знаний необходимо приумножать, так как его влияние распространяется на все будущее образование человечества.
В системе умственного образования Н.Г. Чернышевский уделял большое внимание общему образованию, которое призвано вооружить будущих специалистов (обучающихся) профессиональными знаниями. В данной связи обучение должно удовлетворять принципы последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развивать способности и духовные силы питомцев.
Основная задача учителя – сделать обучение интересным, при этом не превращая его в развлекательный процесс. Для этого необходимо применять комплекс таких методических приемов и форм организации учебного процесса, которые придают обучению эффективность, строгость и результативность.
Среди ключевых методов воспитания Николай Гаврилович выделял два основных: домашний и школьный. Первый метод успешно реализуется в обстановке семьи и более ориентирован на выявление в воспитаннике особых способностей и задатков, что позволяет наставнику направлять ученика на правильный путь получения знания. Сама система домашнего обучения, по мнению Н.Г. Чернышевского, более эффективна, так как согласована с позицией родителей.
Что же касается второго метода воспитания, то он, как правило, реализуется в школьной практике. Педагогический мыслитель отмечал приоритеты школьного обучения, такие как соперничество среди учащихся и взаимообогащение знаниями. Школьное обучение более противоречиво, так как основано на разных взглядах родителей и учителей по отношению к обучению. Ученики, покидая стены школы, делаются свободными от власти учителя, и становятся предоставленными сами себе в отличие от первого метода, при котором наставник постоянно присутствует.
Большое значение просветитель уделял учебно-методическому оснащению учебного процесса, он критиковал имеющиеся учебники и детские книги. С его точки зрения, детская книга должна удовлетворять требованиям русского литературного языка, быть доступна возрасту читателя, обладать мощным воспитательным потенциалом и выступать средством для воспитания нравственных качеств.
Образ учителя в педагогических взглядах Н.Г. Чернышевского занимает центральное место. Рассуждая о статусе педагога, Н.Г. Чернышевский выступал за коренное улучшение его материального положения, за предоставление ему всех условий для проявления творческой инициативы и воплощения авторских педагогических идей. Рассматривая особенности педагогического труда, он определил комплекс тех качеств, которыми должен обладать учитель, подчеркивая, что педагог призван хорошо знать своего ученика и воспитывать в нем те качества, которыми сам обладает.
Актуальность педагогических идей Н.Г. Чернышевского состоит в разработке им концепции воспитания творческих людей, креативных лидеров, способных содействовать дальнейшему прогрессивному развитию нашей Родины.
Значима его позиция по путям развития просвещения в России. Н.Г. Чернышевский делал акцент на том, что в нашей стране большое количество грамотных и высококвалифицированных педагогов, которые лишены возможности реализовать свой потенциал в педагогической практике, так как в образовании господствуют чиновники, а сама школа далека от науки и от методического совершенства. Правительство, по его мнению, очень мало делает для образования народа, что, естественно, негативно сказывается на его непросвещенности, бескультурье, невежестве, хотя народ стремится к образованию и знаниям, которые выступают как «двигатель прогресса».
В статье «Образование человечества зависит от образования молодого поколения» Н.Г. Чернышевский размышляет об образовании человека как определенном историческом этапе, продуктивность и результативность которого полностью зависит от деятельности молодого поколения, приносящего свои плоды для его обогащения и развития.
Знание автор сравнивает с «неисчерпаемым рудником, который доставляет владетелям большие сокровища», источник знаний необходимо приумножать, так как его влияние распространяется на все будущее образование человечества.
В системе умственного образования Н.Г. Чернышевский уделял большое внимание общему образованию, которое призвано вооружить будущих специалистов (обучающихся) профессиональными знаниями. В данной связи обучение должно удовлетворять принципы последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развивать способности и духовные силы питомцев.
Основная задача учителя – сделать обучение интересным, при этом не превращая его в развлекательный процесс. Для этого необходимо применять комплекс таких методических приемов и форм организации учебного процесса, которые придают обучению эффективность, строгость и результативность.
Среди ключевых методов воспитания Николай Гаврилович выделял два основных: домашний и школьный. Первый метод успешно реализуется в обстановке семьи и более ориентирован на выявление в воспитаннике особых способностей и задатков, что позволяет наставнику направлять ученика на правильный путь получения знания. Сама система домашнего обучения, по мнению Н.Г. Чернышевского, более эффективна, так как согласована с позицией родителей.
Что же касается второго метода воспитания, то он, как правило, реализуется в школьной практике. Педагогический мыслитель отмечал приоритеты школьного обучения, такие как соперничество среди учащихся и взаимообогащение знаниями. Школьное обучение более противоречиво, так как основано на разных взглядах родителей и учителей по отношению к обучению. Ученики, покидая стены школы, делаются свободными от власти учителя, и становятся предоставленными сами себе в отличие от первого метода, при котором наставник постоянно присутствует.
Большое значение просветитель уделял учебно-методическому оснащению учебного процесса, он критиковал имеющиеся учебники и детские книги. С его точки зрения, детская книга должна удовлетворять требованиям русского литературного языка, быть доступна возрасту читателя, обладать мощным воспитательным потенциалом и выступать средством для воспитания нравственных качеств.
Образ учителя в педагогических взглядах Н.Г. Чернышевского занимает центральное место. Рассуждая о статусе педагога, Н.Г. Чернышевский выступал за коренное улучшение его материального положения, за предоставление ему всех условий для проявления творческой инициативы и воплощения авторских педагогических идей. Рассматривая особенности педагогического труда, он определил комплекс тех качеств, которыми должен обладать учитель, подчеркивая, что педагог призван хорошо знать своего ученика и воспитывать в нем те качества, которыми сам обладает.
Актуальность педагогических идей Н.Г. Чернышевского состоит в разработке им концепции воспитания творческих людей, креативных лидеров, способных содействовать дальнейшему прогрессивному развитию нашей Родины.
Интересные биографические факты
Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:
1. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
2. В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Орёл, Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Иркутск, Чебоксары, Усолье-Сибирское где жил и бывал писатель.
3. Почтовые марки с портретом Н. Г. Чернышевского были выпущены в СССР в 1939, 1953, 1957, а также в 1978 году. Также в 1978 году был издан художественный маркированный конверт, посвящённый писателю.
1. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
2. В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Орёл, Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Иркутск, Чебоксары, Усолье-Сибирское где жил и бывал писатель.
3. Почтовые марки с портретом Н. Г. Чернышевского были выпущены в СССР в 1939, 1953, 1957, а также в 1978 году. Также в 1978 году был издан художественный маркированный конверт, посвящённый писателю.