Шмаков Сталь Анатольевич
Отечественный педагог
Цитата
«Будь с ребятами рядом, но чуть впереди».
Место рождения педагога
г. Новосибирск
Место учебы педагога
Новосибирский государственный педагогический институт
Место работы
Северная средняя школа Северного района Новосибирской области; Липецкий государственный педагогический институт; школа № 24 г. Липецка; Госкомитет России по делам молодёжи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодёжи, поддержки инновационных программ и проектов.
Должность педагога
Преподаватель русского языка, литературы, истории, психологии, логики, завуч и директор; декан, заведующий кафедрой; учитель специальных предметов; председатель совета.
Ученая степень, звание
Доктор педагогических наук, профессор, доцент
Награды и звания
За успешную работу по воспитанию подрастающего поколения С. А. Шмаков был награждён 48-ю правительственными и ведомственными наградами, а также медалями Чехии, Польши, ГДР.
Он лауреат ряда премий в области педагогики и журналистики:
– В. Скороходова (журналистика, 1984 г.);
– Я. Корчака (1988 г.);
– К. Д. Ушинского (1991 г.);
– А. С. Макаренко (1988 г.) (все — по воспитанию и педагогике).
В 1991 г. С. А. Шмакову было присвоено звание «Заслуженный учитель России».
«Мосфильм» снял о нём документальный фильм «Сельский учитель».
Он лауреат ряда премий в области педагогики и журналистики:
– В. Скороходова (журналистика, 1984 г.);
– Я. Корчака (1988 г.);
– К. Д. Ушинского (1991 г.);
– А. С. Макаренко (1988 г.) (все — по воспитанию и педагогике).
В 1991 г. С. А. Шмакову было присвоено звание «Заслуженный учитель России».
«Мосфильм» снял о нём документальный фильм «Сельский учитель».
Результаты научной деятельности педагога
С.А. Шмаковым написано более тысячи трудов по проблемам детства, культуры, социальной жизни людей и т.д., изданных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии и Китае, в том числе более 10 книг.
Некоторые из них:
1. Шмаков С. А. Использование наследия А. С. Макаренко: (Из опыта классного руководителя) / С. А. Шмаков, учитель Сев. сред. школы Новосиб. обл. ; Новосиб. обл. ин-т усовершенствования учителей. — Новосибирск : Кн. изд-во, 1955. — 23 с.;
2. Шмаков С. А. Игра в системе работы пионерской организации имени В. И. Ленина : Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. — Новосибирск : [б. и.], 1961. — 21 с.; 20 см.
3. Шмаков С. А. У штурвала добрых дел. — Новосибирск : Кн. изд-во, 1962. — 35 с.; 20 см.
4. Шмаков С. А. Снежная республика. — [Новосибирск] : [Кн. изд-во], [1962]. — 87 с. : ил.; 20 см.
5. Шмаков С. А. Ребячьи сердца зажигать: (Записки вожатого) / Канд. пед. наук С. А. Шмаков. — Москва : Знание, 1963. — 47 с.; 22 см.
6. Шмаков С. А. Игра и дети. — Москва: Знание, 1968. — 64 с.; 22 см.
Некоторые из них:
1. Шмаков С. А. Использование наследия А. С. Макаренко: (Из опыта классного руководителя) / С. А. Шмаков, учитель Сев. сред. школы Новосиб. обл. ; Новосиб. обл. ин-т усовершенствования учителей. — Новосибирск : Кн. изд-во, 1955. — 23 с.;
2. Шмаков С. А. Игра в системе работы пионерской организации имени В. И. Ленина : Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. — Новосибирск : [б. и.], 1961. — 21 с.; 20 см.
3. Шмаков С. А. У штурвала добрых дел. — Новосибирск : Кн. изд-во, 1962. — 35 с.; 20 см.
4. Шмаков С. А. Снежная республика. — [Новосибирск] : [Кн. изд-во], [1962]. — 87 с. : ил.; 20 см.
5. Шмаков С. А. Ребячьи сердца зажигать: (Записки вожатого) / Канд. пед. наук С. А. Шмаков. — Москва : Знание, 1963. — 47 с.; 22 см.
6. Шмаков С. А. Игра и дети. — Москва: Знание, 1968. — 64 с.; 22 см.
Путь в профессии
Рано проявил педагогические способности: в возрасте 13 лет в 1944 году стал старшим вожатым пионерского лагеря им. К. Заслонова, затем — старшим вожатым школы № 30 Новосибирска. Вместе с братом в 1948 году закончил новосибирскую среднюю (мужскую) школу.
С 1948 по 1952 гг. — студент Новосибирского государственного педагогического института (куда поступил на факультет русского языка и литературы, окончил его экстерном (в 1950) и перевёлся на факультет истории и психологии).
С 1952 по 1955 гг. — преподаватель русского языка, литературы, истории, психологии, логики, завуч и директор Северной средней школы Северного района Новосибирской области, располагавшейся в глухой заболоченной тайге в селе Северное, куда ссылали «врагов народа» и детей, чьи родители приговаривались к расстрелу по «политическим статьям».
В 1954 г. издана первая книга С. А. Шмакова — «Использование наследия А.С. Макаренко».
С 1955 по 1958 гг. учился в аспирантуре.
В 1957 г. разработал проект и концепцию Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (открыт в 1961 г.).
В 1961 г. работал в Финляндии, создавал пионерскую организацию «Молодая трава Суоми».
С 1963 г. работал в Липецком государственном педагогическом институте доцентом, деканом, заведующим кафедрой, профессором.
С 1958 по 1992 гг. был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ «Вожатый».
С 1963 по 1993 г.г. руководил педагогическим клубом студентов и учителей Липецкой области «Радуга».
С 1974 г. работал в средней школе № 24 г. Липецка учителем специальных предметов, с 1976 г. по 1991 гг. руководил лабораторией «Досуг школьника» на основе данной школы.
В 1975 г. разрабатывал и сопровождал проект строительства круглогодичного лагеря НЛМК «Прометей» (500 детей в одну смену — крупнейший в Липецкой области, открыт 11.06.1977), готовил концепцию его деятельности.
В 1976 г. выступал с лекциями в университетах Чехословакии и Польши.
С 1985 г. заведовал кафедрой теории и методики воспитательной работы, социальной педагогики ЛГПИ.
В 1992 г. создал проект «Педагогический калейдоскоп», по которому работали Российская газета и издательство «Новая школа» (1-е место среди педагогической прессы России, 1995 г.).
В 1996 г. участвовал в создании проекта российского педагогического журнала «Мир образования» (1-е место среди педагогических журналов, России, 1998 г.).
С 1996 г. был председателем экспертного совета Госкомитета России по делам молодёжи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодёжи, поддержки инновационных программ и проектов.
С 1948 по 1952 гг. — студент Новосибирского государственного педагогического института (куда поступил на факультет русского языка и литературы, окончил его экстерном (в 1950) и перевёлся на факультет истории и психологии).
С 1952 по 1955 гг. — преподаватель русского языка, литературы, истории, психологии, логики, завуч и директор Северной средней школы Северного района Новосибирской области, располагавшейся в глухой заболоченной тайге в селе Северное, куда ссылали «врагов народа» и детей, чьи родители приговаривались к расстрелу по «политическим статьям».
В 1954 г. издана первая книга С. А. Шмакова — «Использование наследия А.С. Макаренко».
С 1955 по 1958 гг. учился в аспирантуре.
В 1957 г. разработал проект и концепцию Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (открыт в 1961 г.).
В 1961 г. работал в Финляндии, создавал пионерскую организацию «Молодая трава Суоми».
С 1963 г. работал в Липецком государственном педагогическом институте доцентом, деканом, заведующим кафедрой, профессором.
С 1958 по 1992 гг. был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ «Вожатый».
С 1963 по 1993 г.г. руководил педагогическим клубом студентов и учителей Липецкой области «Радуга».
С 1974 г. работал в средней школе № 24 г. Липецка учителем специальных предметов, с 1976 г. по 1991 гг. руководил лабораторией «Досуг школьника» на основе данной школы.
В 1975 г. разрабатывал и сопровождал проект строительства круглогодичного лагеря НЛМК «Прометей» (500 детей в одну смену — крупнейший в Липецкой области, открыт 11.06.1977), готовил концепцию его деятельности.
В 1976 г. выступал с лекциями в университетах Чехословакии и Польши.
С 1985 г. заведовал кафедрой теории и методики воспитательной работы, социальной педагогики ЛГПИ.
В 1992 г. создал проект «Педагогический калейдоскоп», по которому работали Российская газета и издательство «Новая школа» (1-е место среди педагогической прессы России, 1995 г.).
В 1996 г. участвовал в создании проекта российского педагогического журнала «Мир образования» (1-е место среди педагогических журналов, России, 1998 г.).
С 1996 г. был председателем экспертного совета Госкомитета России по делам молодёжи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодёжи, поддержки инновационных программ и проектов.
Наставники педагога
Ю.В. Шаров - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, профессор. Под его руководством С.А. Шмаков защитил защитил канд. дисс. «Ролевые игры в деятельности пионерской организации» (1958).
К.А. Москаленко - липецкий педагогом-новатором, после знакомства с ним С.А. Шмаков переехал в г. Липецк.
К.А. Москаленко - липецкий педагогом-новатором, после знакомства с ним С.А. Шмаков переехал в г. Липецк.
«Наследники» педагога
На материалах опытной работы лаборатории «Досуг школьника» в средней школе № 24 г. Липецка, где работал С.А. Шмаков, было защищено 5 кандидатских диссертаций (В.В. Дружинин, Ю.П. Канищев, О.А. Панченко, Л.И. Иванова, Л.А. Затуливетер), 12 дипломных работ (Н. Воронина, И. Апет и другие).
Николай Иванович Бирюков.
Николай Иванович Бирюков.
Описание педагогической практики
Сталь Анатольевич Шмаков – один из самых ярких и талантливых педагогов-лагерников, основатель школы педагогики детского досуга, доктор педагогических наук, профессор ЛГПУ. Его творческое наследие бесценно, а педагогические работы не теряют актуальности по сей день. Сталь Анатольевич всю свою жизнь занимался разработкой теории досуга молодёжи и её педагогических основ, изучал игру, как феномен культуры, концепцию коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени.
В составе научно-педагогического вклада С. А. Шмакова отмечают:
– разработку теории досуга молодёжи и его педагогических основ;
– системное исследование игры как феномена культуры;
– создание концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени;
– использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности;
– создание концепции учебных творческих сборов;
– системное рассмотрение традиционных праздников учащихся;
– исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул;
– создание концепции взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.
В составе научно-педагогического вклада С. А. Шмакова отмечают:
– разработку теории досуга молодёжи и его педагогических основ;
– системное исследование игры как феномена культуры;
– создание концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени;
– использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности;
– создание концепции учебных творческих сборов;
– системное рассмотрение традиционных праздников учащихся;
– исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул;
– создание концепции взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.