Москаленко Константин Александрович
Отечественный педагог
Цитата
«Ребёнка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту».
Место рождения педагога
Хутор-Михайловский, Марчихино-Будинская волость, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Российская империя
Место учебы педагога
В 1938 году окончил учительные курсы.
Место работы
Сельская школа Россошанского района Воронежской области; обком и горком ВЛКСМ; Липецкий педагогический институт.
Должность педагога
Учитель, директор школы; инспектор облоно; заведующий кафедры.
Ученая степень, звание
Доцент, кандидат педагогических наук
Награды и звания
30-летняя творческая и новаторская работа К. А. Москаленко в институте отмечена орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», почётными грамотами министерств просвещения СССР и РСФСР, липецких обкома КПСС и облисполкома, облоно и др.
В 1942 году добровольцем ушёл на фронт (в детстве повредил зрение и был освобождён от воинской обязанности). До конца войны служил в войсках связи. Награждён пятью медалями. Принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.
В 1942 году добровольцем ушёл на фронт (в детстве повредил зрение и был освобождён от воинской обязанности). До конца войны служил в войсках связи. Награждён пятью медалями. Принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.
Результаты научной деятельности педагога
1. Москаленко К. А. Автобиография / К. А. Москаленко — ЛОКМ — НВ 6773/7 — 2 л.
2. Комментированные упражнения / К. А. Москаленко, методист, канд. пед. наук ; Липец. обл. отд. нар. образования. Ин-т усовершенствования учителей. Обл. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. — Липецк : Газ. «Ленинское знамя», 1961. — 63 с.
3. Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / М-во просвещения РСФСР. Воронежский гос. пед. ин-т. — Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1968. — 160 с.
4. Москаленко К. А. (сборник педагогических статей) / К. А. Москаленко. — Липецк, 1995. — 144 с.
5. Москаленко, Константин Александрович. Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и её психологическое значение : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.00. — Москва, 1954. — 163 с. : ил.
2. Комментированные упражнения / К. А. Москаленко, методист, канд. пед. наук ; Липец. обл. отд. нар. образования. Ин-т усовершенствования учителей. Обл. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. — Липецк : Газ. «Ленинское знамя», 1961. — 63 с.
3. Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / М-во просвещения РСФСР. Воронежский гос. пед. ин-т. — Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1968. — 160 с.
4. Москаленко К. А. (сборник педагогических статей) / К. А. Москаленко. — Липецк, 1995. — 144 с.
5. Москаленко, Константин Александрович. Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и её психологическое значение : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.00. — Москва, 1954. — 163 с. : ил.
Путь в профессии
1. В 1938 году окончил учительные курсы и связал свою жизнь с педагогической деятельностью. Работал учителем, затем директором в сельской школе Россошанского района Воронежской области.
2. После окончания Великой Отечественной войны работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. Член ВКП(б) с 1946 года.
3. В 1954 году переезжает в Липецк, где работает заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (ЛГПИ, ныне университет).
2. После окончания Великой Отечественной войны работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. Член ВКП(б) с 1946 года.
3. В 1954 году переезжает в Липецк, где работает заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (ЛГПИ, ныне университет).
«Наследники» педагога
К.А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий.
Описание педагогической практики
Труды К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого опыта», опыта передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» была обнародована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий отклик в СССР и социалистических странах. Оттуда в Липецк неоднократно приезжали делегации учёных и учителей для изучения новаторского подхода. Его идеи были подхвачены десятками учителей и школ в Липецке и области, стали широко известны педагогической общественности России и СССР.
По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем защищена кандидатская диссертация, опубликованы свыше 20 работ, десятки статей. К. А. Москаленко в 1960—1980-е годы несколько раз выступал на коллегии министерства просвещения РСФСР со своим предложениями по совершенствованию урока и методов обучения.
В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку – структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.
К. А. Москаленко был педагогом-новатором, совместно с передовыми учителями липецких школ он разработал и реализовал в школьной практике гуманные инновационные технологии обучения, которые в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» были отнесены к педагогике сотрудничества. Гуманные технологии К. А. Москаленко включают в себя разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания.
Гуманные технологии:
– Личностно-ориентированное обучение.
– Педагогика сотрудничества.
– Обучение детей с 6 лет.
– Пятидневка с резервным днём (суббота).
– Структурное усвоение материала.
Гуманные методы и приёмы обучения:
– Поурочный балл.
– Комментированное письмо.
– Речитативные упражнения «Волна», «Маятник», «Птичий базар» и др.
– Структурное усвоение материала.
– Активное начало (зачин) урока.
– Фронтальный опрос.
– Самостоятельные и творческие задания.
– Предупреждение ошибок.
– Проблемные задания.
– Комментирование ответов, оценок учащихся.
– Ответы учащихся, не вставая с места.
По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем защищена кандидатская диссертация, опубликованы свыше 20 работ, десятки статей. К. А. Москаленко в 1960—1980-е годы несколько раз выступал на коллегии министерства просвещения РСФСР со своим предложениями по совершенствованию урока и методов обучения.
В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку – структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.
К. А. Москаленко был педагогом-новатором, совместно с передовыми учителями липецких школ он разработал и реализовал в школьной практике гуманные инновационные технологии обучения, которые в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» были отнесены к педагогике сотрудничества. Гуманные технологии К. А. Москаленко включают в себя разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания.
Гуманные технологии:
– Личностно-ориентированное обучение.
– Педагогика сотрудничества.
– Обучение детей с 6 лет.
– Пятидневка с резервным днём (суббота).
– Структурное усвоение материала.
Гуманные методы и приёмы обучения:
– Поурочный балл.
– Комментированное письмо.
– Речитативные упражнения «Волна», «Маятник», «Птичий базар» и др.
– Структурное усвоение материала.
– Активное начало (зачин) урока.
– Фронтальный опрос.
– Самостоятельные и творческие задания.
– Предупреждение ошибок.
– Проблемные задания.
– Комментирование ответов, оценок учащихся.
– Ответы учащихся, не вставая с места.