Назад

Выготский Лев Семенович

Отечественный педагог
Цитата
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Место рождения педагога
г. Орша, Могилёвская губерния
Место учебы педагога
Университет им. Шанявского
Ученая степень, звание
Кандидат наук, профессор
Путь в профессии
В 1919–1923 годах Л. С. Выготский вернулся в Гомель: преподавал литературу в школе и педагогическом техникуме, а также вёл занятия на курсах, в школах, консерватории; сотрудничал с Московским педологическим институтом – исследовал, экспериментировал, проводил семинары, занимался наукой и читал лекции.

В 1924 году Выготский – тогда малоизвестный педагог из провинции без имени и связей – выступил с докладом на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петербурге. Там он встретил учёного-психолога Александра Лурию, сотрудника Института экспериментальной психологии, и тогда же начались их сотрудничество и совместная научная работа.

Л. С. Выготский заметил, что базовые понятия и понимание мира ребёнком закладываются под влиянием и с участием взрослых и если он растёт в интеллектуальной среде, это формирует его личность. Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» – таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди.

Тогда же педагог высказал точку зрения, чрезвычайно смелую для той эпохи и среды, но сегодня завоевавшую мир: дети с психическими и физическими отклонениями могут адаптироваться в обществе при условии, что их недостатки не афишируются. Он считал, что в благоприятной семейной обстановке можно корректировать даже психические отклонения человека в детстве.

В 1924 году Лев Семёнович переехал в Москву, начал работать в Институте экспериментальной психологии, как сотрудник Наркомпроса поехал на конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондон, в 1925 – защитил диссертацию «Психология искусства» – и слёг на год, заболев туберкулезом.

Постельный режим сделал невозможным преподавание, но Л. С. Выготский продолжил работать как исследователь.

Все работы, касающиеся развития психики, Л. С. Выготский непосредственно связывал с задачами воспитания и обучения ребёнка. Педагог настаивал на том, что эффективным является лишь то обучения, которое «забегает вперёд развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребёнка решать при участии педагога задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать – ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого. Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей и готовности окружения ему помогать. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.

К началу 1930-х годов Лев Выготский опубликовал более 200 научных работ и стал одним из ведущих советских психологов.
Наставники педагога
Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз
Давид Исаакович Выгодский
«Наследники» педагога
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, М. Коул, Дж. Брунер, Р. Харре, Дж. Шоттер, Дж. Вертш, Я. Валсинер, Б. Рогофф.
Описание педагогической практики
Лев Семёнович стал основателем таких новых отдельных наук, как психологическая педагогика, педология — знания о ребёнке с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помогать детям с проблемами развития.

Воспитание по Льву Выготскому:
• Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх.
• Давайте ребёнку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым.
• Достоинства есть у всех детей.
• Можно превратить слабые стороны ребёнка в сильные.
• Капризы – не прихоть, а проявления проблем.
• За игрой можно всему научиться.
• Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас.
• Позднее развитие так же плохо, как и раннее.
• Помогайте ребёнку исследовать мир.
• Нужно ориентироваться на зону ближайшего развития.

Одно из ключевых понятий, введённых Выготским, — зона ближайшего развития. Если развитие психических функций человека стимулируется извне, значит, огромное влияние на этот процесс оказывают воспитание и обучение. Из этого следует простой вывод, сформулированный учёным: обучение должно опережать развитие, а не догонять его. Это была новая для того времени мысль, ведь современники Выготского считали наоборот: обучение должно опираться на развитие (проще говоря, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно, чтобы он сначала «созрел» для этого).
Зону ближайшего развития Лев Выготский описывал как «расстояние» между уровнем актуального развития (задачами, которые ребёнок может выполнить самостоятельно) и возможного развития (задачами, для выполнения которых потребуется помощь взрослых или товарищей). Задача обучения по Выготскому — помочь ребёнку достигнуть высшей ступени интеллектуальных возможностей.

Знания формируются в сотрудничестве. Идея сотрудничества, предложенная Выготским, лежит в основе социального конструктивизма. Суть его заключается в том, что знания конструируются, а не просто передаются ученикам, и происходит этот процесс в социальном взаимодействии с учителем или соучениками. А в основе воспитательного процесса, считал Выготский, лежит опыт — его формирование учёный называл базой педагогической работы. Формируется же опыт в социуме, социальной среде.

Учитель — не диктатор, а помощник. Лев Выготский был убеждён, что задача учителя — регулировать и организовывать развивающую среду. А вот выступать с авторитарных позиций и служить «говорящей головой» педагогу не только вредно, но и бессмысленно.

Успешность — не всегда одинаковая. Хотя известен Лев Выготский в основном как автор концепции зоны ближайшего развития, он ввёл в оборот и другие понятия, которыми психологи и педагоги пользуются до сих пор. К ним, например, можно отнести абсолютную и относительную успешность — это инструменты для оценки полученных в определённый период знаний и навыков, с помощью которых анализируют умственное развитие детей. Абсолютная успешность фактически означает формальные, объективные успехи, а относительная — то, как ученик продвинулся в своём развитии относительно своих же показателей. Например, один ученик при поступлении в школу читал 20 слов в минуту, а после года обучения стал читать 30, другой читал вначале пять слов в минуту, но к окончанию обучения — уже 20. По абсолютной успешности впереди будет первый ученик, ведь формально он читает лучше второго. А вот по относительной успешности «побеждает» второй ученик: у него прогресс больше, чем у первого. Поэтому, объясняет учёный, и оценивать учеников стоит не только по абсолютной успешности, а стандартные отметки далеко не всегда могут дать полную картину реальных навыков и знаний, которые получил ученик.

Игра — отличный инструмент для воспитания и обучения. Лев Выготский одним из первых обосновал не просто пользу, но даже необходимость включения игр в процесс обучения. Он объяснял: игры никогда не повторяют друг друга в точности — каждый раз ребёнок оказывается в новой ситуации и ищет новые решения для неё, учится координировать своё поведение в соответствии с тем, как ведут себя другие, активно участвует в процессе. Проще говоря, так он развивает полезные метапредметные навыки.

Учителем может быть не всякий, а лишь «наиболее годный». Выготский очень критиковал традиционную (имея в виду дореволюционную) школу и функцию учителя, который выступал в такой школе в роли «граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка». Он жёстко характеризовал типичных представителей педагогического поприща. Из-за низких жалований «для учительской профессии создаётся естественный отбор слабого, негодного и калеченого человеческого материала», «школа — та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли», писал Выготский. А должно быть наоборот: чтобы в учительскую профессию шёл далеко не всякий, а только «наиболее годный». Даже учителя, влюблённые в свой предмет и рассказывающие о нём с упоением, по Выготскому далеки от идеала. «Вдохновение сродни шарлатанству, а воодушевление — авантюризму», — объяснял он. Гораздо важнее для учителя «знание законов и техники того, какими путями создаётся в детской душе собственное воодушевление». Поэтому от учителя нового типа Выготский требовал знания не только своего предмета, но и законов воспитания, психологии.
ВХОД
Восстановить пароль