Содержание
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СКАЗОК И РАССКАЗОВ КОНСТАНТИНА УШИНСКОГО»
Название
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СКАЗОК И РАССКАЗОВ КОНСТАНТИНА УШИНСКОГО»
Автор методической разработки
Зубова Анастасия Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково, студентка Самарского государственного социально-педагогического университета, факультета начального образования, профиль дошкольное образование и начальное образование, 2 курс.
Автор транслируемой педагогической практики
Константин Дмитриевич Ушинский
Актуальность
«Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Если дитя читает быстрей, чем может понимать, то значит оно читает бессознательно. Быстрота чтения придёт сама собой, вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она не только ни к чему не пригодна, но даже вредна»
К.Д. Ушинский [5].
Мы живем в век бурного развития современных информационных технологий. Современное общество чтению предпочитает просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций, обзорных роликов в соцсетях и тд. Цифровые гаджеты (ноутбуки, планшеты, телефоны, электронные книги) постепенно заменяют бумажные книги. Именно поэтому вопрос формирования читательской грамотности встает так остро.Что же такое читательская грамотность?
Определение читательской грамотности, данное авторами PISA*: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [7, 23-25].
Выделим из этого определения два слова: «понимать» и «использовать». Именно из этих слов мы видим, что умение читать уже не сводится лишь к овладению техникой чтения – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется в зависимости от его возраста и ситуаций деятельности. Из этого можно сделать выводы, что спешное обучение ребенка в начальной и основной школе невозможно без сформированности у него читательской грамотности.
Дошкольный возраст, несомненно, является начальной точкой для включения ребенка в читательскую деятельность. В этом возрасте ребенок только начинает приобретать знания об окружающем его мире, у него формируется интерес к различным сферам общества, в том числе и к чтению. Это самый благоприятный возраст для привития ребенку интереса к книге и постепенному формированию читательской грамотности. И пусть пока он является «пассивным» читателем или просто слушателем, но именно в это время у ребенка происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге. Задача взрослых – быть проводником для юных читателей в мир большой литературы. Именно от взрослых зависит, станет ли ребенок «настоящим» читателем, понимающим и использующим прочитанное для коммуникации в будущем.
К.Д. Ушинский [5].
Мы живем в век бурного развития современных информационных технологий. Современное общество чтению предпочитает просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций, обзорных роликов в соцсетях и тд. Цифровые гаджеты (ноутбуки, планшеты, телефоны, электронные книги) постепенно заменяют бумажные книги. Именно поэтому вопрос формирования читательской грамотности встает так остро.Что же такое читательская грамотность?
Определение читательской грамотности, данное авторами PISA*: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [7, 23-25].
Выделим из этого определения два слова: «понимать» и «использовать». Именно из этих слов мы видим, что умение читать уже не сводится лишь к овладению техникой чтения – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется в зависимости от его возраста и ситуаций деятельности. Из этого можно сделать выводы, что спешное обучение ребенка в начальной и основной школе невозможно без сформированности у него читательской грамотности.
Дошкольный возраст, несомненно, является начальной точкой для включения ребенка в читательскую деятельность. В этом возрасте ребенок только начинает приобретать знания об окружающем его мире, у него формируется интерес к различным сферам общества, в том числе и к чтению. Это самый благоприятный возраст для привития ребенку интереса к книге и постепенному формированию читательской грамотности. И пусть пока он является «пассивным» читателем или просто слушателем, но именно в это время у ребенка происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге. Задача взрослых – быть проводником для юных читателей в мир большой литературы. Именно от взрослых зависит, станет ли ребенок «настоящим» читателем, понимающим и использующим прочитанное для коммуникации в будущем.
Цель и задачи
Целью методической разработки является: создание условий для формирования читательской грамотности у детей дошкольного возраста на основе сказок и рассказов Константина Ушинского.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– повысить эффективность работы по приобщению детей к художественной литературе на основе произведений Константина Ушинского;
– совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьей, социокультурными объектами, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе;
– обогатить РППС детского сада за счет пополнения дидактических игр, наглядных пособий для книжного уголка;
– способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
– повысить культуру речи педагогов, родителей и детей;
– воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– повысить эффективность работы по приобщению детей к художественной литературе на основе произведений Константина Ушинского;
– совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьей, социокультурными объектами, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе;
– обогатить РППС детского сада за счет пополнения дидактических игр, наглядных пособий для книжного уголка;
– способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
– повысить культуру речи педагогов, родителей и детей;
– воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Адресная группа
Дети дошкольного возраста, педагоги и родители
Инструменты и оборудование
Сказки и рассказы Константина Ушинского, ноутбук, проектор, экран, презентации, дидактические игры и упражнения из Приложений.
Описание и ход проведения
Используемые технологии и методы:
Технологии:
– Проектные технологии: мини-проекты (проводятся в каждой возрастной группе).
– Здоровьесберегающие технологии: экскурсии, тематические прогулки, физминутки и тд.
– Игровые технологии: дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Школа», «Детский сад» и тд.
– ИКТ: презентации (с наглядным материалом), видеоролики, мультфильмы по теме, виртуальные экскурсии и тд.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов и презентаций), практические (решение задач, дидактические игры, творческая деятельность), исследовательские (организация поисковой работы).
Основная часть (описание и ход проведения):
Осознав важность вопроса формирования интереса к художественной литературе у дошкольников и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения проблемы приобщения детей к чтению в трудах отечественных педагогов и психологов: К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьев и др. И особенно меня заинтересовали научные работы К.Д. Ушинского. В его трудах отмечено, что работа над словом должна начинаться с раннего возраста детей. С самого рождения малыша необходимо широко использовать песенки, колыбельные, прибаутки, потешки. Это рассматривается как основное средство воспитания, развития и приобщения ребенка к культуре своего народа.
Детская литература и тематически, и жанрово многообразна и интересна, в данной работе я использую творчество Константина Ушинского.
В книгах Ушинского прежде всего можно выделить художественные тексты, которые будут полезны для изучения дошкольникам. Его рассказы о животных и по сей день имеют большую смысловую нагрузку и рекомендованы к прочтению детям дошкольного возраста, а сказки, во многом напоминающие русские народные, имеют ярко выраженную поучительную направленность.
В работах Константина Ушинского всегда можно найти объяснение, что хорошо и что плохо, как поступать в той или иной ситуации, и, конечно же, его произведения как нельзя лучшим образом заставляет ребенка мыслить, а, значит, развивать его речь и родной язык.
Важную роль в обучении Ушинский отводил принципам: наглядности, систематичности последовательности, тщательности и прочности усвоения учебного материала учащимися, разнообразию методов обучения. К. Д. Ушинский сформулировал принцип наглядности такими словами: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания» [1]. Анализируя роль наглядности в обучении, К.Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения, верно, выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.
В своих учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей [2]:
– «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»
– Детская природа ясно требует наглядности.
– Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
– Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.
Следующим этапом моей работы было создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада. Ведь все эти методы, предлагаемые Ушинским, не возможны без правильно подготовленной и оформленной развивающей предметно пространственной среды (РППС). Мы рассматриваем РППС с точки зрения формирования читательской грамотности, а значит, на первое место выходит оформление «Уголка книги».
«Уголок книги» в детском саду, это не просто полки, на которых стоят книги «на показ». Книжный уголок должен быть, прежде всего «рабочим», а не «парадным». Его цель – дать ребенку возможность «общаться» с книгой.
Для наглядного проживания детьми художественных произведений обязательным атрибутом в книжном уголке должны быть разные виды театров:
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев;
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.);
Театр ложек, теневой театр, куклы бибабо – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Для пополнения РППС предлагаю использовать мастер-классы и шаблоны для изготовления разных видов театра:
- Мастер-класс «Изготовление кукол для конусного театра «Спор животных» (см. Приложение 1);
- Мастер-класс «Изготовление кукол для платкового театра» (см. Приложение 2);
- Шаблоны для теневого театра «Лиса и Козёл» (см. Приложение 3).
Такие шаблоны можно использовать для любых произведений, просто подобрав подходящих персонажей.
В книжном уголке можно провести Литературную гостиную «Мои четыре желания» (конспект см. Приложение 4), на примере данного конспекта можно проводить встречи в Литературной гостиной по творчеству любого писателя, памятно дня, важного события группы и тд.
Организовать тематические выставки:
- День рождения писателя.
- Моя любимая сказка (рассказ).
- Животные – герои сказок и рассказов.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.) Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
Выставка должна быть непродолжительной по времени и не должна длиться более 3-4-х дней, т. к. далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
К оформлению афиши для Литературной гостиной, выставки и тд. можно и нужно привлекать детей. Старшие дошкольники охотно возьмутся за это дело. Для афиши, в качестве наглядного иллюстрирования, можно использовать рисунки детей, совместные рисунки взрослого и ребенка, раскрашивание по шаблону, аппликация (в том числе и объемная), вырезание картинок их журналов, распечатанные картинки на принтере и тд. Немаловажное место в афише – название, слоган. Если возникают трудности в составлении названия, слогана, предложите детям подумать над ассоциациями к основной теме, художественному произведению. Очень интересная техника - это синквейн.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – пишется по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Алгоритм составления синвейна (см. Приложение 5)
Примеры синквейна к слову сказка:
– Сказка.
Волшебная, чудесная.
Завораживает, удивляет, восхищает.
Мир становится прекраснее.
Чудеса.
– Сказка.
Захватывающая, прекрасная.
Учит, объясняет, раскрывает.
Добро побеждает зло.
Легенда.
– Сказка
Выдуманная, народная
Превращает, говорит, оживает
Дети верят в чудеса
Волшебство
– Сказка
Познавательная, развивающая
Учит, наставляет, направляет
Сказка ложь, да в ней намёк
Смысл
Знаки «Правила поведения в книжном уголке» (см. Приложение 6).
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их!
Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
– помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
– помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
– регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
В развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Ушинский показывал огромную роль рассказывания историй по картинкам.
Мной разработаны дидактические игры на основе сказок и рассказов Константина Ушинского:
– дидактическая игра «Что сначала, что потом?» по сказке «Как рубашка в поле выросла» (см. Приложение 7);
– дидактическая игра «Угадай из какого произведения картинка?» по сказкам и рассказам К.Д.Ушинского (см. Приложение 8);
– дидактическое упражнение «Времена года» по рассказам К. Ушинского (см. Приложение 9);
– дидактическое упражнение «Расскажи по картинке» по рассказу К. Ушинского «Четыре желания» (см. Приложение 10).
Мнемотехника – еще один из способов «перевести речь в наглядность».
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения.
2. Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
3. Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
4. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
5. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Мнемотаблица по рассказу «Пчелки на разведках» (см.Приложение 11)
Конечно, не стоит забывать и про современные интерактивные методы образования, такие как, мультимедийные презентации, созданные в программе PowerPoint (Повер Поинт). Используя данную программу можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения для детей, например: «Дидактическая игра «Третий лишний» (см. Приложение 12).
В интерактивных играх можно использовать анимированный персонаж, который говорит понятные детям задания. Использование анимированного персонажа усилит эмоциональное восприятие и интерес детей.
Прием Буктрейлер я использую в работе с дошкольниками старшего возраста. В коротком 3х-минутном видеоролике ребенок рассказывает в произвольной форме о какой-либо любимой книге. Использование этого приема позволяет повысить у детей читательскую активность, дошкольники учатся размышлять о литературных текстах, расширяют свои знания и возможности, у ребят формируется способность использовать литературные тексты для интересного и качественного общения со сверстниками.
Изготовление книжек-малышек на различные темы – еще один вид работы в книжном уголке. Дети сочиняют «свободные тексты» не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям, то есть, тексты имеют коммуникативную функцию. В случае, когда дети сами не могут написать тексты, они просто фантазируют, рассказывают взрослым, и уже их (взрослых) задача услышать и записать рассказ. Но сначала нужно предложить детям нарисовать, пусть даже графически (в зависимости от возраста ребенка), придуманное или услышанное. Возможны варианты, когда к картинкам, нарисованным малышами и иллюстрирующими их переживания, воспитатель пишет текст, основанный на том, что рассказали сами дети о своих рисунках. Сделать это может не только воспитатель, но в первую очередь родители или близкие ребенку люди. Такая форма работы позволяет сделать целую серию открытий. Детям необходимо давать «пищу» для ума, тем самым создавая познавательную активность. Возможны различные варианты книжек-малышек. Они могут быть изготовлены из ткани, фетра, картона, полиэтилена и т. д.
Следующий вид деятельности, который я использую для работы в книжном уголке – это акции. Мною были проведены акции: «Дети – детям», «Книга в подарок», «Книжная «больница», «Буккроссинг». «Буккроссинг» – это новое, необычное направление и означает «движение книг» от человека к человеку, ребенок берет любую понравившуюся ему книгу, а взамен оставляет какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Такое «движение книг» способствует распространению среди детского коллектива культуре чтения, воспитывает грамотного читателя.
В работу по формированию читательской грамотности у дошкольников включаем и социальных партнёров, совместно с которыми организуем и проводим экскурсии, литературные праздники; оформляем пространство в ДОУ, связанное с книгой; проводим конкурсы и выставки детского творчества и тд.
Наш детский сад сотрудничает с:
- МАУК «БГЦБ «Центральная детская библиотека»;
- Музей истории города Балаково филиал Саратовского областного музея краеведения;
- МАУК «Концертная организация «Городской центр искусств имени М.Э.Сиропова»;
- МАОУ СОШ №4 г. Балаково.
И, конечно же, самыми важными нашими партнерами являются родители наших воспитанников. Без их непосредственного участия не проходят ни одно мероприятие, именно они оказывают нам помощь в пополнении РППС, участвуют в конкурсах, акциях. Для родителей создаются памятки, буклеты, проводятся консультации, в которых отмечается важность совместного чтения с ребенком, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, все это создает особые, доверительные отношения и положительный климат в семье.
Технологии:
– Проектные технологии: мини-проекты (проводятся в каждой возрастной группе).
– Здоровьесберегающие технологии: экскурсии, тематические прогулки, физминутки и тд.
– Игровые технологии: дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Школа», «Детский сад» и тд.
– ИКТ: презентации (с наглядным материалом), видеоролики, мультфильмы по теме, виртуальные экскурсии и тд.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (работа с иллюстрациями, просмотр видеороликов и презентаций), практические (решение задач, дидактические игры, творческая деятельность), исследовательские (организация поисковой работы).
Основная часть (описание и ход проведения):
Осознав важность вопроса формирования интереса к художественной литературе у дошкольников и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения проблемы приобщения детей к чтению в трудах отечественных педагогов и психологов: К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьев и др. И особенно меня заинтересовали научные работы К.Д. Ушинского. В его трудах отмечено, что работа над словом должна начинаться с раннего возраста детей. С самого рождения малыша необходимо широко использовать песенки, колыбельные, прибаутки, потешки. Это рассматривается как основное средство воспитания, развития и приобщения ребенка к культуре своего народа.
Детская литература и тематически, и жанрово многообразна и интересна, в данной работе я использую творчество Константина Ушинского.
В книгах Ушинского прежде всего можно выделить художественные тексты, которые будут полезны для изучения дошкольникам. Его рассказы о животных и по сей день имеют большую смысловую нагрузку и рекомендованы к прочтению детям дошкольного возраста, а сказки, во многом напоминающие русские народные, имеют ярко выраженную поучительную направленность.
В работах Константина Ушинского всегда можно найти объяснение, что хорошо и что плохо, как поступать в той или иной ситуации, и, конечно же, его произведения как нельзя лучшим образом заставляет ребенка мыслить, а, значит, развивать его речь и родной язык.
Важную роль в обучении Ушинский отводил принципам: наглядности, систематичности последовательности, тщательности и прочности усвоения учебного материала учащимися, разнообразию методов обучения. К. Д. Ушинский сформулировал принцип наглядности такими словами: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания» [1]. Анализируя роль наглядности в обучении, К.Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения, верно, выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.
В своих учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей [2]:
– «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»
– Детская природа ясно требует наглядности.
– Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
– Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.
Следующим этапом моей работы было создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада. Ведь все эти методы, предлагаемые Ушинским, не возможны без правильно подготовленной и оформленной развивающей предметно пространственной среды (РППС). Мы рассматриваем РППС с точки зрения формирования читательской грамотности, а значит, на первое место выходит оформление «Уголка книги».
«Уголок книги» в детском саду, это не просто полки, на которых стоят книги «на показ». Книжный уголок должен быть, прежде всего «рабочим», а не «парадным». Его цель – дать ребенку возможность «общаться» с книгой.
Для наглядного проживания детьми художественных произведений обязательным атрибутом в книжном уголке должны быть разные виды театров:
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев;
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.);
Театр ложек, теневой театр, куклы бибабо – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Для пополнения РППС предлагаю использовать мастер-классы и шаблоны для изготовления разных видов театра:
- Мастер-класс «Изготовление кукол для конусного театра «Спор животных» (см. Приложение 1);
- Мастер-класс «Изготовление кукол для платкового театра» (см. Приложение 2);
- Шаблоны для теневого театра «Лиса и Козёл» (см. Приложение 3).
Такие шаблоны можно использовать для любых произведений, просто подобрав подходящих персонажей.
В книжном уголке можно провести Литературную гостиную «Мои четыре желания» (конспект см. Приложение 4), на примере данного конспекта можно проводить встречи в Литературной гостиной по творчеству любого писателя, памятно дня, важного события группы и тд.
Организовать тематические выставки:
- День рождения писателя.
- Моя любимая сказка (рассказ).
- Животные – герои сказок и рассказов.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.) Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
Выставка должна быть непродолжительной по времени и не должна длиться более 3-4-х дней, т. к. далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
К оформлению афиши для Литературной гостиной, выставки и тд. можно и нужно привлекать детей. Старшие дошкольники охотно возьмутся за это дело. Для афиши, в качестве наглядного иллюстрирования, можно использовать рисунки детей, совместные рисунки взрослого и ребенка, раскрашивание по шаблону, аппликация (в том числе и объемная), вырезание картинок их журналов, распечатанные картинки на принтере и тд. Немаловажное место в афише – название, слоган. Если возникают трудности в составлении названия, слогана, предложите детям подумать над ассоциациями к основной теме, художественному произведению. Очень интересная техника - это синквейн.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – пишется по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Алгоритм составления синвейна (см. Приложение 5)
Примеры синквейна к слову сказка:
– Сказка.
Волшебная, чудесная.
Завораживает, удивляет, восхищает.
Мир становится прекраснее.
Чудеса.
– Сказка.
Захватывающая, прекрасная.
Учит, объясняет, раскрывает.
Добро побеждает зло.
Легенда.
– Сказка
Выдуманная, народная
Превращает, говорит, оживает
Дети верят в чудеса
Волшебство
– Сказка
Познавательная, развивающая
Учит, наставляет, направляет
Сказка ложь, да в ней намёк
Смысл
Знаки «Правила поведения в книжном уголке» (см. Приложение 6).
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их!
Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
– помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
– помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
– регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
В развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Ушинский показывал огромную роль рассказывания историй по картинкам.
Мной разработаны дидактические игры на основе сказок и рассказов Константина Ушинского:
– дидактическая игра «Что сначала, что потом?» по сказке «Как рубашка в поле выросла» (см. Приложение 7);
– дидактическая игра «Угадай из какого произведения картинка?» по сказкам и рассказам К.Д.Ушинского (см. Приложение 8);
– дидактическое упражнение «Времена года» по рассказам К. Ушинского (см. Приложение 9);
– дидактическое упражнение «Расскажи по картинке» по рассказу К. Ушинского «Четыре желания» (см. Приложение 10).
Мнемотехника – еще один из способов «перевести речь в наглядность».
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения.
2. Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
3. Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
4. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
5. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Мнемотаблица по рассказу «Пчелки на разведках» (см.Приложение 11)
Конечно, не стоит забывать и про современные интерактивные методы образования, такие как, мультимедийные презентации, созданные в программе PowerPoint (Повер Поинт). Используя данную программу можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения для детей, например: «Дидактическая игра «Третий лишний» (см. Приложение 12).
В интерактивных играх можно использовать анимированный персонаж, который говорит понятные детям задания. Использование анимированного персонажа усилит эмоциональное восприятие и интерес детей.
Прием Буктрейлер я использую в работе с дошкольниками старшего возраста. В коротком 3х-минутном видеоролике ребенок рассказывает в произвольной форме о какой-либо любимой книге. Использование этого приема позволяет повысить у детей читательскую активность, дошкольники учатся размышлять о литературных текстах, расширяют свои знания и возможности, у ребят формируется способность использовать литературные тексты для интересного и качественного общения со сверстниками.
Изготовление книжек-малышек на различные темы – еще один вид работы в книжном уголке. Дети сочиняют «свободные тексты» не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям, то есть, тексты имеют коммуникативную функцию. В случае, когда дети сами не могут написать тексты, они просто фантазируют, рассказывают взрослым, и уже их (взрослых) задача услышать и записать рассказ. Но сначала нужно предложить детям нарисовать, пусть даже графически (в зависимости от возраста ребенка), придуманное или услышанное. Возможны варианты, когда к картинкам, нарисованным малышами и иллюстрирующими их переживания, воспитатель пишет текст, основанный на том, что рассказали сами дети о своих рисунках. Сделать это может не только воспитатель, но в первую очередь родители или близкие ребенку люди. Такая форма работы позволяет сделать целую серию открытий. Детям необходимо давать «пищу» для ума, тем самым создавая познавательную активность. Возможны различные варианты книжек-малышек. Они могут быть изготовлены из ткани, фетра, картона, полиэтилена и т. д.
Следующий вид деятельности, который я использую для работы в книжном уголке – это акции. Мною были проведены акции: «Дети – детям», «Книга в подарок», «Книжная «больница», «Буккроссинг». «Буккроссинг» – это новое, необычное направление и означает «движение книг» от человека к человеку, ребенок берет любую понравившуюся ему книгу, а взамен оставляет какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Такое «движение книг» способствует распространению среди детского коллектива культуре чтения, воспитывает грамотного читателя.
В работу по формированию читательской грамотности у дошкольников включаем и социальных партнёров, совместно с которыми организуем и проводим экскурсии, литературные праздники; оформляем пространство в ДОУ, связанное с книгой; проводим конкурсы и выставки детского творчества и тд.
Наш детский сад сотрудничает с:
- МАУК «БГЦБ «Центральная детская библиотека»;
- Музей истории города Балаково филиал Саратовского областного музея краеведения;
- МАУК «Концертная организация «Городской центр искусств имени М.Э.Сиропова»;
- МАОУ СОШ №4 г. Балаково.
И, конечно же, самыми важными нашими партнерами являются родители наших воспитанников. Без их непосредственного участия не проходят ни одно мероприятие, именно они оказывают нам помощь в пополнении РППС, участвуют в конкурсах, акциях. Для родителей создаются памятки, буклеты, проводятся консультации, в которых отмечается важность совместного чтения с ребенком, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, все это создает особые, доверительные отношения и положительный климат в семье.
Диагностический инструментарий и оценочные средства
Решение задач по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста в ФГОС ДО реализуется в следующих видах деятельности:
– игровая (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, подвижная, дидактическая и др.);
– общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
– речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
– познавательно-исследовательская и экспериментирование.
Анализируя психолого-педагогические исследования О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, Н.Н. Светловской, Б.П. Умнова, можно выявить следующие показатели читательского интереса и определить комплекс диагностических заданий:
1. Проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя – Беседа «Моя любимая книга».
2. Проявления желания читать (слушать) книгу (произведение) – «Выбери книгу».
3. Наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым – «Мое любимое литературное произведение (часть 1).
4. Наличие вопросов о книге, авторах, содержании – «Мое любимое литературное произведение (часть 2).
5. Наличие личных предпочтений к книгам и произведениям – «Мое любимое литературное произведение (часть 3).
6. Умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге – «Поделись книгой».
7. Умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, её содержанию – «Что тебе нравиться в книге».
Диагностическое задание «Моя любимая книга» [6]
Цель: выявить у детей проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя; наличие личных предпочтений к книгам и литературным произведениям.
Ход работы: педагог предлагает ребёнку ответить на вопросы:
Любишь ли ты книги?
Какая книга у тебя самая любимая?
Почему эта книга любимая?
Как выглядит эта книга? Расскажи о ней (Она толстая, красивые картинки, интересные герои.)
Про кого эта книга? Кто ее автор?
Помнишь ли ты, когда тебе последний раз читали книгу? (Вчера вечером, утром, не читали – мультики включали, аудио сказку включали).
Ты сам приносишь книгу, которую хочешь, чтобы тебе прочитали?
Хочешь ли ты научиться читать, чтобы самостоятельно читать книги?
Интерпретация результатов:
3 балла – ярко проявляет положительное отношение к книге, к деятельности читателя; проявляет личные предпочтения к книгам, самостоятельно говорит название книги, подробно рассказывает, чем ему нравится книга, произведение (называет героя, события).
2 балла – проявляет положительное отношение к книге, личные предпочтения к книгам проявляются слабо, затрудняется рассказать о любимой книге, кратко называет некоторые ее особенности.
1 балл – проявляет индифферентное отношение к книге, не проявляет личных предпочтений к книгам.
Диагностическое задание «Выбери книгу» [6]
Цель: выявить у детей проявление желания читать (слушать) книгу (произведение). Материалы и оборудование: обложки книг разных авторов, разных жанров (стихи, сказки, рассказы о животных). К.Д. Ушинский «Четыре желания», С.Я. Маршак «Тает месяц молодой», А. Плещеев «Мой садик», И. Токмакова «Кораблик», К.И. Чуковский «Бармалей», П. Бажов «Серебряное копытце», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», В. Бианки «Лесные домишки».
Методика проведения: педагог говорит ребёнку: представь себе, что мы находимся в книжном магазине. Перед тобой на прилавке разложены разные книги. Посмотри на обложки книг, а затем выбери 3 книги, которые хотел бы ты купить.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребёнок самостоятельно осуществляет выбор книг из предложенного ассортимента, подробно обосновывает свой выбор, проявляет ярко выраженные личные предпочтения к книгам.
2 балла – ребёнок с помощью воспитателя выбирает книги из предложенных групп, затрудняется с обоснованием своего выбора, слабо проявляет личные предпочтения к книгам.
1 балл – не проявляет желания выбрать книги из предложенных групп, если при стимулировании взрослого выбирает книгу, то не может обосновать свой выбор.
Диагностическое задание «Мое любимое литературное произведение» [6]
Данное диагностическое задание имеет три части.
Часть 1.
Цель: выявить наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым.
Материалы и оборудование: книги разных жанров с произведениями разных авторов: В. Берестов «О чем поют воробушки», «Читалочка»; И. Токмакова «Мне грустно», П. Ершов «Конек горбунок», Г.Х Андерсен «Новый наряд короля», Д. Мамин Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», М. Пришвин «Весна в лесу», В. Бианки «Оранжевое горлышко».
Методика проведения: педагог говорит ребёнку: у меня на столе разложены книги, выбери ту книгу, которая тебе понравилась. Присаживайся удобнее, сейчас я тебе ее прочитаю. Педагог читает 2/3 литературного произведения, закрывает книгу и наблюдает за поведением ребёнка дошкольного возраста.
Интерпретация результатов:
3 балла – сам просит прочитать дальше; высокая концентрация внимания во время чтения. 2 балла – во время чтения периодически отвлекается; сам дочитать книгу не просит, но на предложение взрослого выражает готовность дослушать.
1 балл – выбор книги осуществляет с помощью воспитателя, во время чтения невнимателен, часто отвлекается, не проявляет желания слушать книгу и читать дальше.
Часть 2.
Цель: выявить у детей наличие вопросов о книге, авторах, содержании.
Материалы и оборудование: книга, выбранная ребёнком в 1 части диагностики.
Методика проведения: педагог говорит ребёнку: мы с тобой прочитали отрывок литературного произведения. Хочешь, мы с тобой дочитаем дальше книгу? Но сначала тебе нужно, задать вопросы о книге, содержании, о любимых сказочных героях.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребёнок самостоятельно задает 3-4 вопроса о книге, ее содержании.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого задает 1-3 вопроса о книге, по содержанию.
1 балл – ребёнок при стимулировании взрослым не задает вопросы об авторе и содержании книги.
Часть 3.
Цель: выявить у детей наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. Материалы и оборудование: книга, выбранная ребенком в 1 части диагностики.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: мы с тобой дочитали до конца книгу, ты мне хочешь, что-то рассказать?.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребёнок самостоятельно проявил личные предпочтения к книгам и произведениям, демонстрировал эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.
2 балла – при стимулировании взрослым вопросами проявлял положительный эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.
1 балл – не проявляет эмоционального отклика в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге при стимулировании вопросами взрослого.
Диагностическое задание «Что тебе нравиться в книге» [6]
Цель: выявить умение детей выражать в разных формах свое отношение как читателя к книге и ее содержанию.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: тебе много книг уже прочитали в садике и дома. Расскажи любым удобным для тебя способом (рисование, лепка, песенное исполнение) о прочитанной книге.
Интерпретация результатов:
3 балла – самостоятельно рассказывал, о том, что ему понравилось, отражал свое отношение к персонажам, в рисунке, лепке, песни.
2 балла – ребёнок при стимулировании взрослого рассказывал о своем отношении к сказочным героям в рисунке, лепке, песне.
1 балл – при стимулировании взрослого ребенок не смог рассказать свое отношение к героям сказок.
Диагностическое задание «Поделись книгой» [6]
Цель: выявить умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге.
Методика проведения: педагог рассказывает ребенку ситуацию: в одной стране жил маленький мальчик, у него не было книг, и он не любил читать. Как бы ты помог ему (заинтересовал, рассказал, нарисовал)? Какую бы книжку ты ему предложил? Интерпретация результатов:
3 балла – самостоятельно называет книгу, демонстрирует свое положительное отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, кратко характеризует её содержание.
2 балла – ребёнок при стимулировании взрослым называет книгу, демонстрирует свое отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, рассказывает её краткое содержание.
1 балл – даже при стимулировании взрослого не называет книгу.
Рассмотрим методику диагностики по второму направлению – изучение особенностей построения образовательного процесса и условий по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет. Для достижения поставленной цели мы провели анкетирование воспитателей и родителей, а также проанализировали предметно-пространственную среду группы и календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми. Для этого направления работы мы разработали анкеты и вопросники.
Анкета для воспитателей [6]
1. Какие формы образовательной работы с детьми по формированию читательского интереса вы используете?
А) Выставки книг Б) Поисковую лабораторию В) викторины Г) Книгоиздательство
2. Часто ли вы планируете работу по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет А) Систематически Б) Периодически В) Затрудняюсь ответить
3. Проводите ли вы образовательную работу по ознакомлению детей с книгой как предметом рукотворного мира?
А) Да Б) Иногда В) Затрудняюсь ответить
4. Какие задания вы используете для формирования читательского интереса у детей 6-7 лет?
5. В каких центрах (микроцентрах) представлен материал обеспечивающий формирование и проявление читательского интереса детей 6-7 лет?
А) Читательский уголок Б) Центр художественного творчества В) Центр книгоиздательства Г) Театральный центр Д) Библиотека, тематические выставки, коллекции книжек-малышек
6. Какие виды деятельности и задания предлагаются вами для формирования читательского интереса у детей 6 -7 лет?
7. Представлены ли предметы и необходимые материалы для формирования читательского интереса у детей в группе?
А) Представлены Б) Частично представлены В) Не представлены
8. Какие мероприятия проводятся в вашей группе по формированию читательских интересов у детей 6-7 лет?
9. Представлено ли в вашем планировании образовательная деятельность по формированию читательского интереса у детей?
А) Да Б) Частично В) Не представлено
10. Прописываете ли вы в планировании режимных моментов деятельность по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?
А) Да 54 Б) Иногда В) Никогда
11. Соответствует ли в вашей группе содержание читательского уголка возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста?
А) Соответствует Б) Не соответствует В) Соответствует частично
Опросник для анализа РППС группы (доработанный)
1. Есть ли в вашей группе микроцентры, обеспечивающие процесс формирование читательской грамотности у детей?
А) 1-2;
Б) более двух;
В) свой вариант ответа
2. Какие материалы и оборудование представлены в этих микроцентрах?
перечислите
3. Имеется ли у вас картотека дидактического и раздаточного материала?
А) да;
Б) нет;
В) свой вариант ответа
4. Какую деятельность могут осуществлять дети, чтобы знакомиться с книгой и произведениями, а также реализовывать свой читательский опыт и предпочтения?
А) игровую;
Б) речевую;
В) познавательно-исследовательскую;
Г) все выше перечисленные варианты;
Д) свой вариант ответа
Анкета для родителей по теме «Книга в жизни вашего ребенка» (доработанная)
Уважаемые родители, предлагаем задуматься над тем, что дает ребенку чтение книг?
1. Как часто Вы читаете ребенку книги?:
А) ежедневно;
Б) несколько раз в неделю;
В) хотелось бы больше, но мало свободного времени;
Г) свой вариант ответа.
2. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку книги?
А) мама/папа;
Б) бабушка/дедушка;
В) старший брат/сестра;
Г) свой вариант ответа.
3. Какие книги предпочитает Ваш ребенок:
А) сказки;
Б) стихи;
В) о природе;
Г) энциклопедии;
Д) нет определенных предпочтений;
Е) свой вариант ответа.
4. Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в выборе книг:
А) да;
Б) нет;
В) от случая к случаю;
Г) свой вариант ответа.
5. Назовите любимые произведения вашего ребенка.
6.Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?
А) да;
Б) нет;
В) от случая к случаю;
Г) свой вариант ответа.
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
А) да;
Б) нет;
В) от случая к случаю;
Г) свой вариант ответа.
8. Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать/обсудить содержание прочитанного произведения?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
Спасибо за ваши ответы.
Данные диагностические материалы (диагностические методики) могут использоваться педагогами в практической деятельности с целью выявления уровня сформированности читательского интереса у детей 6-7 лет.
– игровая (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, подвижная, дидактическая и др.);
– общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
– речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
– познавательно-исследовательская и экспериментирование.
Анализируя психолого-педагогические исследования О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, Н.Н. Светловской, Б.П. Умнова, можно выявить следующие показатели читательского интереса и определить комплекс диагностических заданий:
1. Проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя – Беседа «Моя любимая книга».
2. Проявления желания читать (слушать) книгу (произведение) – «Выбери книгу».
3. Наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым – «Мое любимое литературное произведение (часть 1).
4. Наличие вопросов о книге, авторах, содержании – «Мое любимое литературное произведение (часть 2).
5. Наличие личных предпочтений к книгам и произведениям – «Мое любимое литературное произведение (часть 3).
6. Умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге – «Поделись книгой».
7. Умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, её содержанию – «Что тебе нравиться в книге».
Диагностическое задание «Моя любимая книга» [6]
Цель: выявить у детей проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя; наличие личных предпочтений к книгам и литературным произведениям.
Ход работы: педагог предлагает ребёнку ответить на вопросы:
Любишь ли ты книги?
Какая книга у тебя самая любимая?
Почему эта книга любимая?
Как выглядит эта книга? Расскажи о ней (Она толстая, красивые картинки, интересные герои.)
Про кого эта книга? Кто ее автор?
Помнишь ли ты, когда тебе последний раз читали книгу? (Вчера вечером, утром, не читали – мультики включали, аудио сказку включали).
Ты сам приносишь книгу, которую хочешь, чтобы тебе прочитали?
Хочешь ли ты научиться читать, чтобы самостоятельно читать книги?
Интерпретация результатов:
3 балла – ярко проявляет положительное отношение к книге, к деятельности читателя; проявляет личные предпочтения к книгам, самостоятельно говорит название книги, подробно рассказывает, чем ему нравится книга, произведение (называет героя, события).
2 балла – проявляет положительное отношение к книге, личные предпочтения к книгам проявляются слабо, затрудняется рассказать о любимой книге, кратко называет некоторые ее особенности.
1 балл – проявляет индифферентное отношение к книге, не проявляет личных предпочтений к книгам.
Диагностическое задание «Выбери книгу» [6]
Цель: выявить у детей проявление желания читать (слушать) книгу (произведение). Материалы и оборудование: обложки книг разных авторов, разных жанров (стихи, сказки, рассказы о животных). К.Д. Ушинский «Четыре желания», С.Я. Маршак «Тает месяц молодой», А. Плещеев «Мой садик», И. Токмакова «Кораблик», К.И. Чуковский «Бармалей», П. Бажов «Серебряное копытце», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», В. Бианки «Лесные домишки».
Методика проведения: педагог говорит ребёнку: представь себе, что мы находимся в книжном магазине. Перед тобой на прилавке разложены разные книги. Посмотри на обложки книг, а затем выбери 3 книги, которые хотел бы ты купить.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребёнок самостоятельно осуществляет выбор книг из предложенного ассортимента, подробно обосновывает свой выбор, проявляет ярко выраженные личные предпочтения к книгам.
2 балла – ребёнок с помощью воспитателя выбирает книги из предложенных групп, затрудняется с обоснованием своего выбора, слабо проявляет личные предпочтения к книгам.
1 балл – не проявляет желания выбрать книги из предложенных групп, если при стимулировании взрослого выбирает книгу, то не может обосновать свой выбор.
Диагностическое задание «Мое любимое литературное произведение» [6]
Данное диагностическое задание имеет три части.
Часть 1.
Цель: выявить наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым.
Материалы и оборудование: книги разных жанров с произведениями разных авторов: В. Берестов «О чем поют воробушки», «Читалочка»; И. Токмакова «Мне грустно», П. Ершов «Конек горбунок», Г.Х Андерсен «Новый наряд короля», Д. Мамин Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», М. Пришвин «Весна в лесу», В. Бианки «Оранжевое горлышко».
Методика проведения: педагог говорит ребёнку: у меня на столе разложены книги, выбери ту книгу, которая тебе понравилась. Присаживайся удобнее, сейчас я тебе ее прочитаю. Педагог читает 2/3 литературного произведения, закрывает книгу и наблюдает за поведением ребёнка дошкольного возраста.
Интерпретация результатов:
3 балла – сам просит прочитать дальше; высокая концентрация внимания во время чтения. 2 балла – во время чтения периодически отвлекается; сам дочитать книгу не просит, но на предложение взрослого выражает готовность дослушать.
1 балл – выбор книги осуществляет с помощью воспитателя, во время чтения невнимателен, часто отвлекается, не проявляет желания слушать книгу и читать дальше.
Часть 2.
Цель: выявить у детей наличие вопросов о книге, авторах, содержании.
Материалы и оборудование: книга, выбранная ребёнком в 1 части диагностики.
Методика проведения: педагог говорит ребёнку: мы с тобой прочитали отрывок литературного произведения. Хочешь, мы с тобой дочитаем дальше книгу? Но сначала тебе нужно, задать вопросы о книге, содержании, о любимых сказочных героях.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребёнок самостоятельно задает 3-4 вопроса о книге, ее содержании.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого задает 1-3 вопроса о книге, по содержанию.
1 балл – ребёнок при стимулировании взрослым не задает вопросы об авторе и содержании книги.
Часть 3.
Цель: выявить у детей наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. Материалы и оборудование: книга, выбранная ребенком в 1 части диагностики.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: мы с тобой дочитали до конца книгу, ты мне хочешь, что-то рассказать?.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребёнок самостоятельно проявил личные предпочтения к книгам и произведениям, демонстрировал эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.
2 балла – при стимулировании взрослым вопросами проявлял положительный эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.
1 балл – не проявляет эмоционального отклика в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге при стимулировании вопросами взрослого.
Диагностическое задание «Что тебе нравиться в книге» [6]
Цель: выявить умение детей выражать в разных формах свое отношение как читателя к книге и ее содержанию.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: тебе много книг уже прочитали в садике и дома. Расскажи любым удобным для тебя способом (рисование, лепка, песенное исполнение) о прочитанной книге.
Интерпретация результатов:
3 балла – самостоятельно рассказывал, о том, что ему понравилось, отражал свое отношение к персонажам, в рисунке, лепке, песни.
2 балла – ребёнок при стимулировании взрослого рассказывал о своем отношении к сказочным героям в рисунке, лепке, песне.
1 балл – при стимулировании взрослого ребенок не смог рассказать свое отношение к героям сказок.
Диагностическое задание «Поделись книгой» [6]
Цель: выявить умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге.
Методика проведения: педагог рассказывает ребенку ситуацию: в одной стране жил маленький мальчик, у него не было книг, и он не любил читать. Как бы ты помог ему (заинтересовал, рассказал, нарисовал)? Какую бы книжку ты ему предложил? Интерпретация результатов:
3 балла – самостоятельно называет книгу, демонстрирует свое положительное отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, кратко характеризует её содержание.
2 балла – ребёнок при стимулировании взрослым называет книгу, демонстрирует свое отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, рассказывает её краткое содержание.
1 балл – даже при стимулировании взрослого не называет книгу.
Рассмотрим методику диагностики по второму направлению – изучение особенностей построения образовательного процесса и условий по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет. Для достижения поставленной цели мы провели анкетирование воспитателей и родителей, а также проанализировали предметно-пространственную среду группы и календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми. Для этого направления работы мы разработали анкеты и вопросники.
Анкета для воспитателей [6]
1. Какие формы образовательной работы с детьми по формированию читательского интереса вы используете?
А) Выставки книг Б) Поисковую лабораторию В) викторины Г) Книгоиздательство
2. Часто ли вы планируете работу по формированию читательского интереса у детей 6-7 лет А) Систематически Б) Периодически В) Затрудняюсь ответить
3. Проводите ли вы образовательную работу по ознакомлению детей с книгой как предметом рукотворного мира?
А) Да Б) Иногда В) Затрудняюсь ответить
4. Какие задания вы используете для формирования читательского интереса у детей 6-7 лет?
5. В каких центрах (микроцентрах) представлен материал обеспечивающий формирование и проявление читательского интереса детей 6-7 лет?
А) Читательский уголок Б) Центр художественного творчества В) Центр книгоиздательства Г) Театральный центр Д) Библиотека, тематические выставки, коллекции книжек-малышек
6. Какие виды деятельности и задания предлагаются вами для формирования читательского интереса у детей 6 -7 лет?
7. Представлены ли предметы и необходимые материалы для формирования читательского интереса у детей в группе?
А) Представлены Б) Частично представлены В) Не представлены
8. Какие мероприятия проводятся в вашей группе по формированию читательских интересов у детей 6-7 лет?
9. Представлено ли в вашем планировании образовательная деятельность по формированию читательского интереса у детей?
А) Да Б) Частично В) Не представлено
10. Прописываете ли вы в планировании режимных моментов деятельность по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?
А) Да 54 Б) Иногда В) Никогда
11. Соответствует ли в вашей группе содержание читательского уголка возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста?
А) Соответствует Б) Не соответствует В) Соответствует частично
Опросник для анализа РППС группы (доработанный)
1. Есть ли в вашей группе микроцентры, обеспечивающие процесс формирование читательской грамотности у детей?
А) 1-2;
Б) более двух;
В) свой вариант ответа
2. Какие материалы и оборудование представлены в этих микроцентрах?
перечислите
3. Имеется ли у вас картотека дидактического и раздаточного материала?
А) да;
Б) нет;
В) свой вариант ответа
4. Какую деятельность могут осуществлять дети, чтобы знакомиться с книгой и произведениями, а также реализовывать свой читательский опыт и предпочтения?
А) игровую;
Б) речевую;
В) познавательно-исследовательскую;
Г) все выше перечисленные варианты;
Д) свой вариант ответа
Анкета для родителей по теме «Книга в жизни вашего ребенка» (доработанная)
Уважаемые родители, предлагаем задуматься над тем, что дает ребенку чтение книг?
1. Как часто Вы читаете ребенку книги?:
А) ежедневно;
Б) несколько раз в неделю;
В) хотелось бы больше, но мало свободного времени;
Г) свой вариант ответа.
2. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку книги?
А) мама/папа;
Б) бабушка/дедушка;
В) старший брат/сестра;
Г) свой вариант ответа.
3. Какие книги предпочитает Ваш ребенок:
А) сказки;
Б) стихи;
В) о природе;
Г) энциклопедии;
Д) нет определенных предпочтений;
Е) свой вариант ответа.
4. Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в выборе книг:
А) да;
Б) нет;
В) от случая к случаю;
Г) свой вариант ответа.
5. Назовите любимые произведения вашего ребенка.
6.Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?
А) да;
Б) нет;
В) от случая к случаю;
Г) свой вариант ответа.
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
А) да;
Б) нет;
В) от случая к случаю;
Г) свой вариант ответа.
8. Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать/обсудить содержание прочитанного произведения?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
Спасибо за ваши ответы.
Данные диагностические материалы (диагностические методики) могут использоваться педагогами в практической деятельности с целью выявления уровня сформированности читательского интереса у детей 6-7 лет.
Заключение
Проведенная целенаправленная работа показывает, что формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников на основе сказок и рассказов Константина Ушинского позволяет сформировать у детей:
– эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение;
– аналитическое умение отвечать на вопросы к тексту, размышлять над прочитанным, оценивать события и поступки героев;
– активность и объективность читательского воображения;
– умение пересказывать текст опираясь на наглядность (иллюстрации, мнемотаблицы, презентации и тд);
– активность и объективность читательского воображения, умение дополнить рассказ из личного опыта.
У взрослых:
– повышение уровня компетентности педагогов и родителей в применении современных образовательных технологий по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников.
Разработанные практические, дидактические и диагностические материалы могут использоваться педагогами в практической деятельности по развитию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
– эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение;
– аналитическое умение отвечать на вопросы к тексту, размышлять над прочитанным, оценивать события и поступки героев;
– активность и объективность читательского воображения;
– умение пересказывать текст опираясь на наглядность (иллюстрации, мнемотаблицы, презентации и тд);
– активность и объективность читательского воображения, умение дополнить рассказ из личного опыта.
У взрослых:
– повышение уровня компетентности педагогов и родителей в применении современных образовательных технологий по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников.
Разработанные практические, дидактические и диагностические материалы могут использоваться педагогами в практической деятельности по развитию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
Библиографический список и ссылки на электронные ресурсы
1. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - Наука, 2009 - 231с. - Текст: непосредственный.
2. Селеменев В. Новая наглядность //Народное образование. - 2002. - №2. - с. 158-162 - Текст: непосредственный.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - 2005 - Т.1. - 429с. - Текст: непосредственный.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах - Т. 2. - М., 1988. - С.30 - Текст: непосредственный.
5. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности/ составитель: В. О. Гусакова - Москва: АСТ, 2018. - 572 с. - Текст: непосредственный.
6. Артамонова М.В. Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет читательского интереса: Магистерская диссертация / М.В. Артамонова, руководитель программы д.п.н., профессор О.В. Дыбина - https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8426/1/Артамонова%20М.В._ППОм_1601а.pdf - Текст: электронный.
7. OECD (2010), PISA 2009 Results (Volume 1): What students know and can do., PISA, OECD, Publishing, Paris. https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2009-results-whatstudents-know-and-can-do_9789264091450-en - Текст: электронный.
2. Селеменев В. Новая наглядность //Народное образование. - 2002. - №2. - с. 158-162 - Текст: непосредственный.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - 2005 - Т.1. - 429с. - Текст: непосредственный.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах - Т. 2. - М., 1988. - С.30 - Текст: непосредственный.
5. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности/ составитель: В. О. Гусакова - Москва: АСТ, 2018. - 572 с. - Текст: непосредственный.
6. Артамонова М.В. Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет читательского интереса: Магистерская диссертация / М.В. Артамонова, руководитель программы д.п.н., профессор О.В. Дыбина - https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8426/1/Артамонова%20М.В._ППОм_1601а.pdf - Текст: электронный.
7. OECD (2010), PISA 2009 Results (Volume 1): What students know and can do., PISA, OECD, Publishing, Paris. https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2009-results-whatstudents-know-and-can-do_9789264091450-en - Текст: электронный.
Прикрепленные файлы