Содержание
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ , ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК Н.К. КРУПСКОЙ»
Название
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ , ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК Н.К. КРУПСКОЙ»
Автор методической разработки
Семенова Ксения Романовна, 2 курс, направление: педагогическое образование – экономическое образование, институт экономики и управления, РГПУ им. Герцена.
Автор транслируемой педагогической практики
Крупская Надежда Константиновна
Актуальность
Данная методическая разработка основана на педагогических идеях, практиках Надежды Крупской и предназначена для старшеклассников. Методика направлена на развитие коммуникативных навыков и формирование критического мышления у учащихся.
В процессе обучения используются инновационные методы, такие как игры, дискуссии, устные выступления и другие. Разработка также основывается на принципах гуманизма и сотрудничества между учителем и учеником.
Результаты педагогической деятельности обеспечивают формирование у старшеклассников способности логически анализировать информацию, выражать свои мысли в устной форме и адекватно воспринимать мнения окружающих.
Разработка может быть использована учителями в рамках учебного процесса для повышения коммуникативных и критических навыков старшеклассников.
В процессе обучения используются инновационные методы, такие как игры, дискуссии, устные выступления и другие. Разработка также основывается на принципах гуманизма и сотрудничества между учителем и учеником.
Результаты педагогической деятельности обеспечивают формирование у старшеклассников способности логически анализировать информацию, выражать свои мысли в устной форме и адекватно воспринимать мнения окружающих.
Разработка может быть использована учителями в рамках учебного процесса для повышения коммуникативных и критических навыков старшеклассников.
Цель и задачи
Цели:
– Развитие коммуникативных навыков старшеклассников.
– Формирование у старшеклассников критического мышления.
– Обучение старшеклассников навыкам анализа информации.
Задачи:
1.Организация творческих заданий и игр для формирования у старшеклассников коммуникативных навыков.
2.Обучение старшеклассников критическому мышлению через работу над анализом информации из разных источников.
3.Развитие у старшеклассников умения конструировать собственное мнение и высказывать его, основываясь на аргументированных фактах.
4.Повышение степени осведомленности старшеклассников о современных проблемах и тенденциях в обществе для формирования у них собственной позиции по этим вопросам.
5.Организация дискуссий и дебатов для улучшения коммуникативных навыков старшеклассников и развития их критического мышления.
– Развитие коммуникативных навыков старшеклассников.
– Формирование у старшеклассников критического мышления.
– Обучение старшеклассников навыкам анализа информации.
Задачи:
1.Организация творческих заданий и игр для формирования у старшеклассников коммуникативных навыков.
2.Обучение старшеклассников критическому мышлению через работу над анализом информации из разных источников.
3.Развитие у старшеклассников умения конструировать собственное мнение и высказывать его, основываясь на аргументированных фактах.
4.Повышение степени осведомленности старшеклассников о современных проблемах и тенденциях в обществе для формирования у них собственной позиции по этим вопросам.
5.Организация дискуссий и дебатов для улучшения коммуникативных навыков старшеклассников и развития их критического мышления.
Адресная группа
Учащиеся старших классов, учителя
Инструменты и оборудование
Инструменты:
– Учебные пособия, статьи и профессиональные издания по темам, связанным с коммуникативными навыками и критическим мышлением;
– Презентации и мультимедийные материалы для использования на лекциях и семинарах;
– Классические и современные методы работы с группой, такие как круги общения, дискуссии, игры-тренинги и т. д.;
– Онлайн-инструменты и веб-сайты для улучшения навыков коммуникации и критического мышления, такие как онлайн-курсы, видеозаписи лекций и примеры упражнений на анализ и оценку информации;
– Индивидуальные методы, такие как задания на сочинение эссе, написание научных статей и обзоров, исследование и анализ конкретных тем и проблем и т.п.;
Оборудование для проведения занятий ограничивается стандартным набором для аудитории, таким как доска, маркеры, проектор, экран, информационные плакаты и т. д.
– Учебные пособия, статьи и профессиональные издания по темам, связанным с коммуникативными навыками и критическим мышлением;
– Презентации и мультимедийные материалы для использования на лекциях и семинарах;
– Классические и современные методы работы с группой, такие как круги общения, дискуссии, игры-тренинги и т. д.;
– Онлайн-инструменты и веб-сайты для улучшения навыков коммуникации и критического мышления, такие как онлайн-курсы, видеозаписи лекций и примеры упражнений на анализ и оценку информации;
– Индивидуальные методы, такие как задания на сочинение эссе, написание научных статей и обзоров, исследование и анализ конкретных тем и проблем и т.п.;
Оборудование для проведения занятий ограничивается стандартным набором для аудитории, таким как доска, маркеры, проектор, экран, информационные плакаты и т. д.
Описание и ход проведения
Окончательную форму разработки занятий можно разделить на 5 этапов:
1. Обсуждение текстов и проблем.
Один из ключевых методов, используемых Надеждой Крупской – обсуждение текстов и проблем. Старшеклассники должны иметь возможность обсудить различные темы, высказать свои мнения, аргументировать их и слушать мнения других. Это поможет им развить коммуникативные навыки, а также научиться анализировать и оценивать информацию.
2. Работа в группах.
Работа в группах – еще один метод, который применяла Надежда Крупская. Старшеклассникам нужно давать задания, которые необходимо выполнить в группах. Например, можно попросить группу разработать проект, провести исследование или создать презентацию. Это поможет развить коммуникативные навыки, умение работать в коллективе и научиться доверять другим.
3. Игры для развития коммуникативных навыков.
Игры – отличный способ развивать коммуникативные навыки. Например, можно провести игру «Скажи мне правду», где каждый участник должен сказать правду о себе и своих интересах. Это поможет участникам лучше узнать друг друга и научиться слушать.
4. Формирование критического мышления.
Для формирования критического мышления студенты должны учиться анализировать информацию и оценивать ее достоверность. Например, можно дать задание на проведение дебатов по контроверсиальной теме. Студенты должны будут исследовать информацию по теме и представить свои аргументы на дебатах. Это поможет им научиться критически мыслить и понимать, как искать информацию и оценивать ее достоверность.
5. Саморазвитие.
Чтение книг и участие в кругах интересов также помогает развивать коммуникативные навыки и критическое мышление. Студенты должны читать книги, которые расширяют их кругозор, а также участвовать в обсуждении книг с другими студентами.
Диагностический инструментарий и оценочные средства
Диагностический инструментарий для оценки развития коммуникативных навыков и формирования критического мышления у старшеклассников, основанный на педагогических практиках Надежды Крупской, включает следующие оценочные средства:
1. Оценка участия в дискуссии. В данной методической разработке учителя оценивают участие старшеклассников в групповых обсуждениях и дискуссиях, что позволяет оценить их коммуникативные навыки, представление аргументов, их фактические сведения и умение анализировать.
2. Проектная работа. Учащиеся проводят проектную работу на тему, которая поощряет развитие коммуникативных навыков и формирование критического мышления. Отчет о проектной работе и собственное эссе могут также предоставить полезную информацию для оценки.
3. Оценка письменных работ. Учителя оценивают структуру эссе, логическое мышление, языковой уровень, аргументацию и оформление письменных работ старшеклассников.
4. Оценка рефлексии учащихся. Важно также оценить участие старшеклассников в обсуждении своих достижений и проблем, которые они встречают в процессе развития коммуникативных навыков и формирования критического мышления. Это может быть выполнено через анкетирование, опрос, фокус-группы, личные интервью и т.д.
1. Оценка участия в дискуссии. В данной методической разработке учителя оценивают участие старшеклассников в групповых обсуждениях и дискуссиях, что позволяет оценить их коммуникативные навыки, представление аргументов, их фактические сведения и умение анализировать.
2. Проектная работа. Учащиеся проводят проектную работу на тему, которая поощряет развитие коммуникативных навыков и формирование критического мышления. Отчет о проектной работе и собственное эссе могут также предоставить полезную информацию для оценки.
3. Оценка письменных работ. Учителя оценивают структуру эссе, логическое мышление, языковой уровень, аргументацию и оформление письменных работ старшеклассников.
4. Оценка рефлексии учащихся. Важно также оценить участие старшеклассников в обсуждении своих достижений и проблем, которые они встречают в процессе развития коммуникативных навыков и формирования критического мышления. Это может быть выполнено через анкетирование, опрос, фокус-группы, личные интервью и т.д.
Заключение
Во-первых, использование групповых методов обучения и работы. Для развития коммуникативных навыков и формирования критического мышления старшеклассников необходимо использовать групповые методы, которые позволяют учащимся обсуждать свои мнения, вырабатывать аргументы и строить диалог.
Во-вторых, анализ реальных ситуаций для обучения. Изучение реальных ситуаций, связанных с нашей жизнью и обществом, может стимулировать старшеклассников к развитию критического мышления. Также такие ситуации помогают развить учащимся умение анализировать и делать выводы.
В-третьих, использование разнообразных форм коммуникаций. Разные формы коммуникации (устная и письменная) используются в методической разработке. Это позволяет учащимся развивать разные аспекты коммуникативных навыков и формировать критическое мышление.
В-четвертых, систематический и целенаправленный подход к развитию этих навыков. Регулярные задания и упражнения для развития коммуникативных навыков и критического мышления, а также обратная связь от учителя помогают старшеклассникам осознавать и развивать свои навыки и способности.
Таким образом, разработка методических материалов, основанных на педагогических практиках Надежды Крупской, может помочь старшеклассникам развивать коммуникативные навыки и формировать критическое мышление.
Во-вторых, анализ реальных ситуаций для обучения. Изучение реальных ситуаций, связанных с нашей жизнью и обществом, может стимулировать старшеклассников к развитию критического мышления. Также такие ситуации помогают развить учащимся умение анализировать и делать выводы.
В-третьих, использование разнообразных форм коммуникаций. Разные формы коммуникации (устная и письменная) используются в методической разработке. Это позволяет учащимся развивать разные аспекты коммуникативных навыков и формировать критическое мышление.
В-четвертых, систематический и целенаправленный подход к развитию этих навыков. Регулярные задания и упражнения для развития коммуникативных навыков и критического мышления, а также обратная связь от учителя помогают старшеклассникам осознавать и развивать свои навыки и способности.
Таким образом, разработка методических материалов, основанных на педагогических практиках Надежды Крупской, может помочь старшеклассникам развивать коммуникативные навыки и формировать критическое мышление.
Библиографический список и ссылки на электронные ресурсы
1. Крупская, Н. К. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.
2. Крупская, Н. К. О воспитании. М.: Просвещение, 1989.
3. Дьяченко, О. А. Коммуникативно-ориентированное обучение в школьной практике. М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Алахвердова Л. М., Гайдымова А. И. Развитие коммуникативных навыков и критического мышления на уроке литературы в старшей школе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Педагогическое образование», 2015, вып. 1.
5. Крупская Н. К. О воспитании. М., 1957.
6. Андроникова К. В. Педагогические идеи Н. К. Крупской // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7 (85).
7.Крупская Н. К. Письма о современной школе. М., 1958.
8. Крупская Н. К. О педагогическом наследии Ленина. М., 1969.
9. Снитко М. Л., Решетников В. Ф. Обучение и воспитание в педагогических практиках Н. К. Крупской. М., 1969.
2. Крупская, Н. К. О воспитании. М.: Просвещение, 1989.
3. Дьяченко, О. А. Коммуникативно-ориентированное обучение в школьной практике. М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Алахвердова Л. М., Гайдымова А. И. Развитие коммуникативных навыков и критического мышления на уроке литературы в старшей школе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Педагогическое образование», 2015, вып. 1.
5. Крупская Н. К. О воспитании. М., 1957.
6. Андроникова К. В. Педагогические идеи Н. К. Крупской // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7 (85).
7.Крупская Н. К. Письма о современной школе. М., 1958.
8. Крупская Н. К. О педагогическом наследии Ленина. М., 1969.
9. Снитко М. Л., Решетников В. Ф. Обучение и воспитание в педагогических практиках Н. К. Крупской. М., 1969.
Прикрепленные файлы