Содержание
МУЗЕЙ ПАМЯТИ ПЕДАГОГОВ-ФРОНТОВИКОВ
Название
МУЗЕЙ ПАМЯТИ ПЕДАГОГОВ-ФРОНТОВИКОВ
Автор методической разработки
Студенческий поисковый отряд «Стикс» ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Актуальность
Проект направлен на решение следующих проблем:
1. В последнее время в России уделяется большое внимание возрождению сети музеев образовательных учреждений. Такие музеи традиционно являются местом сохранения исторической памяти и центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. По данным ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», сегодня в Российской Федерации зарегистрировано 19 746 школьных музеев. Музеи существуют практически во всех вузах и ссузах. Особую роль играет музей в педагогическом вузе, выполняя образовательную и воспитательную функции, выступая площадкой для проведения практики будущих учителей, местом диалога поколений. Вместе с тем, необходимо отметить, что большинство музеев образовательных организаций создано еще в советское время и в своей работе опирается на традиционные технологии. В современных условиях музей должен быть интерактивным, интересным, привлекательным для представителей молодежи. Созданный в рамках проекта «Музей памяти педагогов-фронтовиков» сочетает в себе экспозиционно-выставочное пространство, оформленное с использованием современных цифровых технологий и актуальных решений, и коворкинг-зону – рабочее пространство для проведения учебных и воспитательных мероприятий, кинолектория, встреч с ветеранами и т.д.
2. В настоящее время особое внимание уделяется сохранению памяти об участниках Великой Отечественной войны в педагогических вузах, под эгидой Министерства Просвещения реализован ряд проектов, направленных на увековечение памяти о студентах и преподавателях, ушедших на фронт. Из стен Свердловского государственного педагогического университета на фронт ушли 186 преподавателей и студентов, 42 из них не вернулись с войны. На память о некоторых остались письма и документы. О некоторых из них мы до сих пор не знаем ничего.
В базах данных напротив их имен стоит сухая формулировка – «пропал без вести». На протяжении всех послевоенных лет участники группы «Поиск», сотрудники музея истории университета, бойцы студенческого поискового отряда «Стикс» собирали по крупицам информацию о фронтовиках. Репрезентация истории войны через судьбы конкретных людей – студентов и преподавателей вуза – позволяет «приблизить историю» для современной молодежи, показать не абстрактные цифры и факты, а живую, эмоциональную, персонализированную историю.
3. В современных условиях все более актуальной становится задача цифровизации музейного пространства. Министр просвещения РФ С.С. Кравцов на Первом всероссийском форуме школьных музеев в 2021 г. отметил, что «Важно предать каждому школьному музею современный облик, использовать инновационные технологии, чтобы дать возможность как можно большему числу школьников увидеть оцифрованные уникальные материалы из архивов». Для того, чтобы реализовать эти идеи на практике, в школу должны прийти подготовленные учителя,
владеющие самыми современными методиками работы в рамках музейной педагогики. Для этого необходимо создание методической базы, что и реализовано в рамках предлагаемого проекта.
Музей педагогов-фронтовиков стал современной методической площадкой для обмена опытом в сфере музейной педагогики, проведения мероприятий вузовского, городского и областного уровня.
1. В последнее время в России уделяется большое внимание возрождению сети музеев образовательных учреждений. Такие музеи традиционно являются местом сохранения исторической памяти и центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. По данным ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», сегодня в Российской Федерации зарегистрировано 19 746 школьных музеев. Музеи существуют практически во всех вузах и ссузах. Особую роль играет музей в педагогическом вузе, выполняя образовательную и воспитательную функции, выступая площадкой для проведения практики будущих учителей, местом диалога поколений. Вместе с тем, необходимо отметить, что большинство музеев образовательных организаций создано еще в советское время и в своей работе опирается на традиционные технологии. В современных условиях музей должен быть интерактивным, интересным, привлекательным для представителей молодежи. Созданный в рамках проекта «Музей памяти педагогов-фронтовиков» сочетает в себе экспозиционно-выставочное пространство, оформленное с использованием современных цифровых технологий и актуальных решений, и коворкинг-зону – рабочее пространство для проведения учебных и воспитательных мероприятий, кинолектория, встреч с ветеранами и т.д.
2. В настоящее время особое внимание уделяется сохранению памяти об участниках Великой Отечественной войны в педагогических вузах, под эгидой Министерства Просвещения реализован ряд проектов, направленных на увековечение памяти о студентах и преподавателях, ушедших на фронт. Из стен Свердловского государственного педагогического университета на фронт ушли 186 преподавателей и студентов, 42 из них не вернулись с войны. На память о некоторых остались письма и документы. О некоторых из них мы до сих пор не знаем ничего.
В базах данных напротив их имен стоит сухая формулировка – «пропал без вести». На протяжении всех послевоенных лет участники группы «Поиск», сотрудники музея истории университета, бойцы студенческого поискового отряда «Стикс» собирали по крупицам информацию о фронтовиках. Репрезентация истории войны через судьбы конкретных людей – студентов и преподавателей вуза – позволяет «приблизить историю» для современной молодежи, показать не абстрактные цифры и факты, а живую, эмоциональную, персонализированную историю.
3. В современных условиях все более актуальной становится задача цифровизации музейного пространства. Министр просвещения РФ С.С. Кравцов на Первом всероссийском форуме школьных музеев в 2021 г. отметил, что «Важно предать каждому школьному музею современный облик, использовать инновационные технологии, чтобы дать возможность как можно большему числу школьников увидеть оцифрованные уникальные материалы из архивов». Для того, чтобы реализовать эти идеи на практике, в школу должны прийти подготовленные учителя,
владеющие самыми современными методиками работы в рамках музейной педагогики. Для этого необходимо создание методической базы, что и реализовано в рамках предлагаемого проекта.
Музей педагогов-фронтовиков стал современной методической площадкой для обмена опытом в сфере музейной педагогики, проведения мероприятий вузовского, городского и областного уровня.
Цель и задачи
Создание в УрГПУ современного и креативного музейно-выставочного пространства, посвященного студентам и преподавателя Свердловского государственного педагогического университета (УрГПУ) - участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Задачи:
- обобщение информации о педагогах-фронтовиках, собранной поисковым отрядом, хранящейся в музее истории университета и архиве УрГПУ;
- организация и проведение Областной научно-практической конференции «Музей образовательной организации в эпоху цифровизации: современные технологии и практики»;
- разработка дизайн-проекта музея памяти педагогов-фронтовиков;
- оформление экспозиции музея памяти педагогов-фронтовиков, сочетающей в себе выставочное пространство, коворкинг для проведения занятий, кинолекторий;
- организация и проведение цикла мастер-классов «Музей в эпоху цифры».
Задачи:
- обобщение информации о педагогах-фронтовиках, собранной поисковым отрядом, хранящейся в музее истории университета и архиве УрГПУ;
- организация и проведение Областной научно-практической конференции «Музей образовательной организации в эпоху цифровизации: современные технологии и практики»;
- разработка дизайн-проекта музея памяти педагогов-фронтовиков;
- оформление экспозиции музея памяти педагогов-фронтовиков, сочетающей в себе выставочное пространство, коворкинг для проведения занятий, кинолекторий;
- организация и проведение цикла мастер-классов «Музей в эпоху цифры».
Адресная группа
1. Обучающиеся организаций высшего образования в возрасте от 18 до 25 лет (студенты УрГПУ);
2. Обучающиеся организаций общего образования в возрасте от 12 до 18 лет (потенциальные посетители музея);
3. Сотрудники и преподаватели организаций образования (потенциальные посетители музея);
4. Руководители и сотрудники музеев образовательных организаций г. Екатеринбург и Свердловской области
2. Обучающиеся организаций общего образования в возрасте от 12 до 18 лет (потенциальные посетители музея);
3. Сотрудники и преподаватели организаций образования (потенциальные посетители музея);
4. Руководители и сотрудники музеев образовательных организаций г. Екатеринбург и Свердловской области
Описание и ход проведения
В рамках реализации проекта:
- создана экспозиция «Музей памяти педагогов- фронтовиков», сочетающая традиционные подходы к репрезентации экспонатов, и современные технологии: диорама «Битва за Москву», интерактивный стол с встроенным NFC-считывателем, интерактивная зона «Блиндаж»;
- создана коворкинг-зона с мультимедийным оборудованием для проведения тематических занятий и активностей для студентов и школьников;
- проведена конференция «Музей образовательной организации в эпоху цифровизации»,
- организован образовательный интенсив «Музей в эпоху цифры».
Открытие первой части экспозиции состоялось 21 декабря 2022 г. Мероприятие приурочено к дню Университета и 35-летнему юбилею музея истории УрГПУ. В декабре 2023 года в музее появилась новая экспозиция «Уральцы на огненной дуге», посвященная народному подвигу по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса.
- создана экспозиция «Музей памяти педагогов- фронтовиков», сочетающая традиционные подходы к репрезентации экспонатов, и современные технологии: диорама «Битва за Москву», интерактивный стол с встроенным NFC-считывателем, интерактивная зона «Блиндаж»;
- создана коворкинг-зона с мультимедийным оборудованием для проведения тематических занятий и активностей для студентов и школьников;
- проведена конференция «Музей образовательной организации в эпоху цифровизации»,
- организован образовательный интенсив «Музей в эпоху цифры».
Открытие первой части экспозиции состоялось 21 декабря 2022 г. Мероприятие приурочено к дню Университета и 35-летнему юбилею музея истории УрГПУ. В декабре 2023 года в музее появилась новая экспозиция «Уральцы на огненной дуге», посвященная народному подвигу по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса.
Заключение
Качественные результаты:
- созданы условия для популяризации истории, сохранения исторической памяти средствами музейной педагогики;
- реализация проекта способствует повышению имиджа профессии учителя путем обращения к истории педагогического образования, роли учителя в годы войны;
- блог «Новый взгляд» и продвижение проекта в социальных сетях позволяют создать уникальное информационное пространство для обмена опытом руководителей и работников музеев образовательных организаций.
- созданы условия для популяризации истории, сохранения исторической памяти средствами музейной педагогики;
- реализация проекта способствует повышению имиджа профессии учителя путем обращения к истории педагогического образования, роли учителя в годы войны;
- блог «Новый взгляд» и продвижение проекта в социальных сетях позволяют создать уникальное информационное пространство для обмена опытом руководителей и работников музеев образовательных организаций.