Содержание
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «НОВЫЙ ФЕНИКС»
Название
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «НОВЫЙ ФЕНИКС»
Автор методической разработки
Студенческий поисковый отряд «Новый Феникс» ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко»
Актуальность
История – мощный инструмент формирования национальной и культурной идентичности человека. Но вот вопрос – что мы знаем об истории? Для большинства людей история – это перечень дат, имен и событий, которые укладываются в очень простые схемы. От такого восприятием истории ускользает жизненная ткань прошлого. Иначе – история человека, его эмоций, условий существования, быта, чувств и т.д. Историю в учебнике нельзя потрогать, прочувствовать, она не может породить чувство эмпатии. Все сказанное справедливо в отношении, наверное, самого известного исторического события для многих наших соотечественников – события Великой войны 1941-1945 гг.
Сегодня огромную важность в плане формирования исторического сознания приобретает и поисковая работа, и музейная деятельность. Поисковые отряды, можно сказать, завершают ту Великую войну, воскрешая имена без вести пропавших и безымянных солдат. В музейном же пространстве посетитель получает возможность приблизиться к истории в прямом смысле слова: слышать ее голоса, трогать ее, примерять на себя, сопереживать. Под таким углом зрения Великая Отечественная война воспринимается более эмоционально, память о ней становится предметной, чувства понятней. В своей «глобальной» цели данный проект направлен именно на такой эффект – сделать память о войне конкретной, осознанной и личной. А технологии виртуальной реальности этому только способствуют, расширяя границы участников просветительского пространства музея.
Актуальность проекта вытекает из четырех оснований:
1) Историческое образование должно смещаться в сторону личностного восприятия и мотивации: можно выучить даты, но не знать истории. И, наоборот, можно чувствовать историю, но не очень хорошо разбираться в датах. Проблема заключается в том, что у более молодых поколений выхолащивается экзистенциальный опыт войны. Война превращается в некий исторический спектакль, в котором добро побеждает зло. В такой перспективе война воспринимается безотносительно судьбе человека. А это искажение истории, потому что историю делают люди, со своими страхами, амбициями, надеждами, желаниями, мотивами. Такая вещественная, личностная правда о войне скажет о ней не меньше, чем история больших побед.
2) Проект направлен на популяризацию поискового движения среди молодежи. Актуальность этого направления связана с предыдущим философским соображением. Восприятие войны как некого экшена давно минувших дней не создает личностного интереса и ответственности. Большая проблема заключается в том, чтобы увлечь современных студентов и школьников поисковым движением. С каждым годом формировать поисковую экспедицию становится труднее из-за проблем с мотивацией участников. Условия экспедиции оказываются важнее ее содержания. Необходимо говорить с молодым поколением именно о значимости содержания: почему важно заниматься поиском и возвращением имен. Философия проекта направлена именно на такое историческое просвещение, которое проходит через осознание и ответственность. Музейные экспанаты и экспозиции переводят внимание посетителей на личностный уровень восприятия войны, показывают личностную трагедию ее участников.
3) Виртуальный и открытый в режиме онлайн музей способен приносить важные социальные результаты. Например, в вопросе опознания и идентификации без вести пропавших воинов. У некоторых археологических артефактов есть индивидуальные отметки, которые трудно поддаются расшифровке и возможности идентификации владельца. Поэтому большое гуманитарное значение имеет работа по созданию условий для открытости и доступности подобных артефактов, как можно большему количеству людей. Ведь были случаи, когда по отдельным артефактам находились родственники без вести пропавших солдат.
4) Значимость проекта предполагает и прагматическую сторону. А именно, в эпоху цифровых технологий музей и просветительская работа должны подстраиваться под требования времени. Виртуальный музей – это личностно ориентированный подход к знакомству с прошлым. Ведь во время виртуальной экскурсии у пользователя создается впечатление индивидуальной экскурсии «без посторонних».
Сегодня огромную важность в плане формирования исторического сознания приобретает и поисковая работа, и музейная деятельность. Поисковые отряды, можно сказать, завершают ту Великую войну, воскрешая имена без вести пропавших и безымянных солдат. В музейном же пространстве посетитель получает возможность приблизиться к истории в прямом смысле слова: слышать ее голоса, трогать ее, примерять на себя, сопереживать. Под таким углом зрения Великая Отечественная война воспринимается более эмоционально, память о ней становится предметной, чувства понятней. В своей «глобальной» цели данный проект направлен именно на такой эффект – сделать память о войне конкретной, осознанной и личной. А технологии виртуальной реальности этому только способствуют, расширяя границы участников просветительского пространства музея.
Актуальность проекта вытекает из четырех оснований:
1) Историческое образование должно смещаться в сторону личностного восприятия и мотивации: можно выучить даты, но не знать истории. И, наоборот, можно чувствовать историю, но не очень хорошо разбираться в датах. Проблема заключается в том, что у более молодых поколений выхолащивается экзистенциальный опыт войны. Война превращается в некий исторический спектакль, в котором добро побеждает зло. В такой перспективе война воспринимается безотносительно судьбе человека. А это искажение истории, потому что историю делают люди, со своими страхами, амбициями, надеждами, желаниями, мотивами. Такая вещественная, личностная правда о войне скажет о ней не меньше, чем история больших побед.
2) Проект направлен на популяризацию поискового движения среди молодежи. Актуальность этого направления связана с предыдущим философским соображением. Восприятие войны как некого экшена давно минувших дней не создает личностного интереса и ответственности. Большая проблема заключается в том, чтобы увлечь современных студентов и школьников поисковым движением. С каждым годом формировать поисковую экспедицию становится труднее из-за проблем с мотивацией участников. Условия экспедиции оказываются важнее ее содержания. Необходимо говорить с молодым поколением именно о значимости содержания: почему важно заниматься поиском и возвращением имен. Философия проекта направлена именно на такое историческое просвещение, которое проходит через осознание и ответственность. Музейные экспанаты и экспозиции переводят внимание посетителей на личностный уровень восприятия войны, показывают личностную трагедию ее участников.
3) Виртуальный и открытый в режиме онлайн музей способен приносить важные социальные результаты. Например, в вопросе опознания и идентификации без вести пропавших воинов. У некоторых археологических артефактов есть индивидуальные отметки, которые трудно поддаются расшифровке и возможности идентификации владельца. Поэтому большое гуманитарное значение имеет работа по созданию условий для открытости и доступности подобных артефактов, как можно большему количеству людей. Ведь были случаи, когда по отдельным артефактам находились родственники без вести пропавших солдат.
4) Значимость проекта предполагает и прагматическую сторону. А именно, в эпоху цифровых технологий музей и просветительская работа должны подстраиваться под требования времени. Виртуальный музей – это личностно ориентированный подход к знакомству с прошлым. Ведь во время виртуальной экскурсии у пользователя создается впечатление индивидуальной экскурсии «без посторонних».
Цель и задачи
Создание виртуального пространства музея боевой славы и памяти Великой Отечественной войны в Центре историко-патриотического воспитания ГГПИ и популяризация поискового движения России среди молодежи.
Адресная группа
- учащаяся молодежь;
- учителя истории;
- музейное сообщество;
- студенческие поисковые отряды.
- учителя истории;
- музейное сообщество;
- студенческие поисковые отряды.
Описание и ход проведения
1. Проведение панорамной съемки экспозиционных зон музея и разработка виртуальной модели музейного пространства;
2. Произведение работ по 3D сканированию уникальных исторических артефактов и подготовка 3D модели исторических артефактов;
3. Подготовка информационных материалов к виртуальным экспозициям и артефактам: голосовое сопровождение гида, текстовые описания экспонатов, систему гиперссылок и справочного аппарата;
4. Перевод информационно-справочного материала на английский язык;
5. Сборка рабочей модели виртуального музея боевой славы и памяти;
6. Запуск сетевого ресурса для посещения пользователей.
2. Произведение работ по 3D сканированию уникальных исторических артефактов и подготовка 3D модели исторических артефактов;
3. Подготовка информационных материалов к виртуальным экспозициям и артефактам: голосовое сопровождение гида, текстовые описания экспонатов, систему гиперссылок и справочного аппарата;
4. Перевод информационно-справочного материала на английский язык;
5. Сборка рабочей модели виртуального музея боевой славы и памяти;
6. Запуск сетевого ресурса для посещения пользователей.
Заключение
Проект реализуется на базе технопарка универсальных педагогических компетенций ГИПУ, где успешно была проведена вся техническая работа: от сканирования каждого экспоната, до создания 3D модели всего Центра патриотического воспитания. Также были составлены описания каждого экспоната и осуществлен перевод описания на английский язык. Сейчас ресурс находится в открытом доступе, и посетить Центр может любой желающий.
Библиографический список и ссылки на электронные ресурсы
Прикрепленные файлы